«Мы принимаем наркотики, чтобы сочинять музыку, под которую мы принимаем наркотики» — таким до недавнего времени было творческое кредо Джейсона Пирса по кличке J Spaceman, лидера группы Spiritualized. Прозвище он получил еще в своей предыдущей команде Spaceman 3. Там же он и придумал тот подход к музыке, тот принцип составления звукового полотна, который на протяжении более чем десяти лет практиковали Spiritualized.
Суть его, если вкратце, в совмещении классического минимализма, блюзовых гармоний и симфонической пышности.
Пирс со своим проектом вообще всегда несколько выделялся из череды британских коллективов, исполнявших то, что ныне принято называть брит-поп. Если те ориентировались скорее на The Beatles, то Пирс с детства всему прочему предпочитал корневой американский блюз и госпел. Если там скандалили братья Галлахеры из Oasis, Том Йорк заходился в приступах неврастении, а Брайан Молко из Placebo упирал на андрогинность и чтил Дэвида Боуи, то наш герой в интервью был сдержан. На концертах он также держался подчеркнуто отстраненно, предпочитая стоять на одном месте и лишь в финале с чувством собственного достоинства ломать инструменты в муку и щепки. Кроме того, Пирс совсем не знает нотной грамоты и нужные партии предпочитает напевать музыкантам лично.
К процессу записи собственных произведений Spiritualized ,впрочем, всегда относились по-британски щепетильно.
Достаточно вспомнить, что первый, изданный в 1992 году альбом группы «Lazer Guided Melodies» вышел в 1992 году не в первой и даже не в десятой редакции — Пирс долго и упорно искал единственный вариант сведения. Третий и традиционно считающийся лучшим альбом группы «Ladies and Gentelmen We Are Floating In Space» (1997) буквально переполнен звуком. Помимо обычных гитар и барабанов здесь звучат струнные, духовые… В записи принял участие даже культовый нью-орлеанский пианист Dr. John. Сам альбом был издан в форме таблетки, и под эту музыку и правда, вероятно, хорошо принимать наркотики. Более того, без них разобраться в том, как устроено это эн-мерное звуковое пространство, неподготовленному слушателю будет довольно непросто.
На следующих альбомах концепция группы особых изменений не претерпевала, разве что несколько смещалась в сторону гаражной грязи, но с неизменными госпел-вкраплениями и традиционными уже пышными оркестровками.
Так было до недавних пор.
Два года назад Джейсон Пирс угодил в больницу. Нет, не химия проклятая его до такого довела. Диагнозом стало воспаление легких. Отлежавшись в реанимации, певец много всякого передумал, а выйдя, завязал с наркотиками и записал очень тихий, почти акустический альбом «Songs in A&E». Там Пирс предстал чуть ли не бардом — под одну гитару спел 12 песен и наиграл несколько умиротворенных инструменталов. Критика приняла такой ход в штыки в том смысле, что хорошо, что парень жив остался, но нерв ушел, да и скучно это, под гитару, после пышных оркестровок.
Мы от оценок пока воздержимся, тем более что в ближайшую субботу у всех желающих будет возможность убедиться, как там у Пирса с нервом. Очевидцы последних концертов Spiritualized говорят, что в противовес спокойной студийной работе живьем группа обрушивает на уши и головы слушателей сокрушительную мощь. Да и сам Пирс, к всеобщей радости, грозится, что на концерте будет рок.