Известно, что в экстремальных ситуациях, особенно связанных с деньгами и их отсутствием, мозг начинает работать непостижимым образом. Даже самый мирный человек может вдруг придумать хитроумную комбинацию ограбления банка или в крайнем случае извлечения ценой собственной и не только жизни страховки для родных и близких.
Что же касается кино, то здесь путь выхода из кризиса неминуемо диктует жанр.
Если триллер, то всех пустят в расход и никого не жалко, а если комедия или мелодрама, то для зачина можно снять, например, порнофильм. Зак (Сет Роджен) и Мири (Элизабет Бэнкс) знакомы с первого класса. Вместе они живут, надо полагать, не так давно, но все равно успели изучить друг друга настолько досконально, что спать друг с другом им вроде бы и ни к чему – ну, зачем, в самом деле, портить отношения. Заняться этим неподходящим для старых друзей делом заставляет нужда – последние деньги ушли на новый вибратор и искусственную вагину с фонариком, а свет и воду отключили за неуплату.
Сперва Зак решает отвести подружку на панель, но из соображений равноправия в результате предлагает ей вместе с ним сняться в порно. И продать его через интернет – тысяча копий по двадцатке за штуку, и долгов как не бывало. Любительский дуэт, однако, довольно быстро обрастает обширной для подобного проекта съемочной группой из стриптизерши, порнозвезды (обеих играют всамделишные порнозвезды), сексуального маньяка (Джейсон Мьюз – Джей из «Джея и молчаливого Боба») и коллеги Зака по работе в закусочной.
Совместная работа, меж тем, объединяет героев настолько, что кинопроект рискует завершиться ожидаемой идеалистом из анекдота свадьбой.
Кевин Смит, автор незабвенных «Догмы» и «Джея и молчаливого Боба», только начав свой новый проект и огласив его название, мгновенно получил повышенное внимание со стороны прессы и поборников нравственности. Что, впрочем, учитывая слово «порно» в названии, довольно логично. И все как-то сразу забыли про то, что Кевин Смит и братья Уэйансы, авторы «Очень страшного кино», это очень разные люди. Если Уэйансы открыто издеваются и пихают на экран мерзоты почище «Южного парка», то порнографичность в фильмах Кевина Смита если и есть, то заключена преимущественно в диалогах. «Зак и Мири» не исключение – герои оперируют таким обширным запасом вариаций на тему обсценной лексики, какой могут владеть только дети, вызубрившие наизусть словарь мата, под покровом ночи украденный из родительской спальни. Все эти «иди ты в сто жоп» и «отведай мой хреночино», которыми щедро пересыпаны диалоги, произносятся с таким детским упоением, что им хочется разве что улыбнуться. А сам фильм по настроению становится куда больше похож на семейную комедию.
Кроме того, в этом году нас второй раз подряд радуют настоящими фильмами непосредственно про кино.
Первыми были летние «Солдаты неудачи», подвинувшие «Темного рыцаря». До этого был разогрев в виде «Перемотки» Мишеля Гондри, с которой у «Зака и Мири» неожиданно много общего. И речь здесь не только о сцене, в которой герои решают сделать порнопародию на какой-нибудь блокбастер. Скорее, все эти три фильма роднит то забытое чувство, что съемки кино — это, прежде всего, очень весело, а потом уже «про жизнь».
Тем паче что за этим фасадом разворачивается чуть ли не самая сентиментальная история этого года. Конечно, Зак и Мири влюбятся и… Ну, неизвестно, как там насчет женитьбы, но скорее всего она состоится. То есть на выходе из бичующей ханжеское общество сатиры про порно получилась любовная история двух неудачников – жанр не то чтобы редкий, но уже утративший остатки достоверности. Не сказать, что у Смита получилось все «как в жизни» или, там, при просмотре тянет прослезиться, но умиления никак не избежать. Видимо, дело в том, что Кевин Смит это на самом деле кто-то вроде Карлсона и обижаться на его шалости или кричать о падении нравов в связи с этим фильмом могут только взрослые или дураки.