Никаких растяжек и плакатов. Наружная реклама более чем скромная. Изредка на кустах вдоль ограды Риджинс-парка висят записочки с указателями. Между тем с открытием Freize Art Fair Лондон на пять дней стал мировой столицей современного искусства.
Заплатив сорок фунтов, зритель заходит в огромный супермаркет, мегамолл, выстроенный посреди Лондона, 10–12 часов пребывания в котором пролетают как полчаса. В этом году представлена 151 галерея из 27 стран.
Из года в год это масштабное событие притягивает все больше и больше зрителей. Среди гостей, замеченных на закрытых приемах, и просто в толпе были профессиональная вдова Йоко Оно, подруга миллиардера Абрамовича Даша Жукова, дизайнер Валентино, крупнейший английский коллекционер Чарльз Саатчи и именитый русский куратор Иосиф Бакштейн.
В этом году современное искусство покупалось менее охотно, чем в предыдущие несколько лет.
Галеристы говорят, в результате финансового кризиса покупатель стал разборчив. Или задумчив и пуглив. Если раньше решение о приобретении приходило «жестоко и сразу» и многие сделки совершались уже в первые полчаса после открытия, то теперь работы сперва резервируются и лишь на следующий день принимается решение о покупке. Тем не менее татуированных свиней известного бельгийского художника Уима Дельвоя, чья выставка сейчас проходит и в Москве, расхватывали с прежним энтузиазмом. По сто пятьдесят тысяч евро за штуку.
Отсутствие потребительского ажиотажа на фоне ныне модных фобий, навеянных финансовым кризисом, сделало атмосферу Frieze Art Fair более комфортной и предрасполагающей к спокойным обсуждениям. Специальные проекты Frieze, которые концентрируются в области экспериментальных форм искусства, представили в этом году интересные работы, направленные не на продажу арт-объектов, а на социальный аспект взаимоотношений аудитории и художников.
Например, на фоне баснословно дорогих товаров от «Херста & Co.» концептуалист из Майями Берт Родригес делал всем желающим в порядке записи массаж ног.
Сей достаточно продолжительный и необычный в стандартной системе взаимоотношений «покупатель — продавец» интимный акт сопровождается свободным и непосредственным общением с самим художником, что, согласитесь, трудно купить за деньги.
А вот аргентинские художники предоставили всем зрителям возможность самим поучаствовать в непосредственном создании экспонатов. Напротив самого большого кафе, прямо на полу, посетители строят инсталляцию из мусора — пластиковых стаканов, недопитых бутылок и пакетов. Возможно, конечно, что это маленькая хитрость организаторов — чтобы посетители не мусорили повсюду. Чтобы облегчить участь заядлых курильщиков, посреди огромного выставочного ангара художники выстроили прозрачные пластиковые кабины с креслом и урной. К каждой кабине приделана персональная вытяжка, уходящая в потолок. Возле кабин очереди.
Русское искусство на Frieze Art пятый год подряд представляет галерея XL.
Ее директор Елена Селина с электронной сигаретой в руках в течение 12 часов не покидает рабочее место. В этот раз она привезла работы Кулика, Макаревича, Улымова, Дубосарского, Виноградова и новое видео Анны Ермолаевой. Селина даже не взялась оценить затраты своей галереи на участие в Лондонской ярмарке. «Это, может быть, слишком русская черта, но мне по фигу, сколько это стоит; пока будут деньги, я буду ездить. Это моя любимая ярмарка. Для меня очень важно, что здесь потенциальные покупатели, которые останавливаются возле нашего стенда, не концентрируются на том, откуда мы приехали. Их в первую очередь интересует работа, а уж затем они в процессе разговора узнают, что хотят купить картину именно московского художника. И радуются. Хотя мне, конечно очень жалко, что русское современное искусство представлено здесь так узко. Российский рынок в этой области еще только на стадии развития. Наши коллекционеры не покупают отечественных художников, не поддерживают их. Вы думаете, Саачи, который устроил здесь огромную выставку китайских художников, вытащил их из-под земли? Да ведь сначала китайское искусство именно китайские коллекционеры пачками покупали!
Оно не сидело, извините, в заднице, а активно развивалось у себя. Поднялось в цене! Стало модным, а уж затем им заинтересовался Саачи».
«Абрамович, вместо того чтобы купить пять картин молодых русских художников, приобретает за миллионы Френсиса Бэкона. О каком развитии российского современного искусства на западном рынке можно здесь говорить! Просто у русских миллионеров нет вкуса, — считает русская художница Анна Паркина, чьи коллажи представлены французской (!) галереей. — Они боятся ошибиться в прогнозах на пять-десять лет. Поэтому покупают то, что покупают все»
Кроме XL в этом году на Frieze Art удалось пробиться еще одной российской галерее — «Риджина». Здесь никакого ассортимента. Коммерчески грамотный ход — представить одного художника, Сергея Браткова, — принес хороший доход. Ехидный (что, доигрались?!) интерес публики вызвал фотоэтюд из провинциального русского городка, где на переднем плане, выставив безжизненные клыки, лежат шкуры трех бурых медведей.
А фотопортрет сапога русского солдата на фоне новостроек в Харькове, ушел за десять тысяч евро в первый же день. Работу купил швейцарский миллионер.
Европейские же галереи продолжают попытки выдать за искусство китч, основанный на российско-советской политической тематике. Триптих измазанных акварелью портретов Путина в исполнении китайского художника Ян Пей Мина, выставлен миланской галерей и продается за 350 тысяч евро. В два раз меньше просят за бюст Ленина в перьях и с мейк-апом.
Совершенно явно, что именно благодаря успеху Frieze Art в Лондоне одновременно стали открываться и новые ярмарки современного искусства. Альтернативой дорогостоящей Frieze Art является Art Zoo, которая открыта на территории зоопарка и представляет молодые галереи и малоизвестные пока имена. Здесь впервые лондонская галерея показала перформанс нашего соотечественника Федора Павлова-Андреевича.
Победителей конкурса выпускников арт-колледжей этого года показал коллекционер Саачи в культовом выставочном пространстве Восточного Лондона (East end) New Sensations.
Несмотря на историческую конфронтацию Англии и Франции, сенсацией стало появление небольшой ярмарки, на которой представлена только молодая французская живопись. Правда, название ярмарки саркастическое, хотя и не совсем оригинальное. So Feucking French — ошибка сделана нарочно, чтобы имитировать французский акцент.
Можем ли мы надеяться, что в будущем и российские художники будут представлены в Лондоне такой же отдельной ярмаркой? По названию складывается ощущение, что такую выставку можно открывать хоть сейчас. Но в действительности это произойдет в далеком или очень далеком будущем.