Странное начинается с названия. Фестиваль американского кино, по мнению значительной части населения земного шарика, не прекращается круглый год, круглый век, никогда не прекращается. Зачем тогда устраивать уже третий раз подряд подобную фикцию, понятно не всем. Объясняем тем, кто не в курсе: кроме «Железного человека», «Невероятного Халка» и «Шутничка с ножичком», то есть, простите, «Темного рыцаря», американцы снимают еще много другого кино. Его, правда, смотрят по большей части режиссеры вроде Владимира Епифанцева. Который потом снимается в блокбастерах, а на вырученные деньги пытается сделать что-то похожее.
Так вот, Амфест нужен как раз, чтобы дать вдохновение таким епифанцевым и прочим сочувствующим.
Для того чтобы мероприятие не прошло незамеченным, организаторы кинопраздника всегда приманивают народ парой громких премьер. В этом году ими станут «Добро пожаловать в Лэйквью» и «Подмена». В первом случае Сэмюэл Л. Джексон изображает адского расиста-полицейского, рядом с которым на свою голову селится семья – белый муж и черная жена. Если бы они знали, что их сосед не Сэмюэл Л. Джексон, а негр-фашист из ада, они бы никогда так не поступили. Некоторые называют «Добро пожаловать…» триллером, прочие – драмой. На самом деле это просто хорошее мрачное недоброе кино про участь белого человека. Поделом ему, поделом. «Подмена» предлагает нам посмотреть на то, какой матерью может быть Анджелина Джоли, и что будет, если у нее украсть ребенка. Зрелище интересное, сухое и со слезой – режиссер все-таки не кто-нибудь, а Клинт Иствуд. На фестивалях критикам понравилось, да еще и показывают этот фильм у нас почти за месяц до американской премьеры.
Дальше начинается интересное.
Второй и главной художественной программой Амфеста является «Индивид». Здесь показывают настоящее независимое кино. Вот, например, «Эмпайр II» Эмоса По — трехчасовая съемка «Эмпайр стэйт билдинг» под музыку. Целый год человек старался – целил свой объектив из окна квартиры. Энди Уорхолл уже такое делал, только не знал он, что после 11 сентября небоскребы будут представлять настолько специальный интерес.
Еще важной темой неожиданно станут любовь и музыка. В прошлом году все было посвящено гражданскому долгу и политическим трагедиям, а тут, наконец, обратились к тому, что всех нас действительно волнует. Сразу два фильма посвящены «проблеме 27».
Это когда рок-музыкант живет себе, любит, употребляет наркотики, а потом – бах! – и в 27 лет умирает.
Фильмов про это два – «Клуб 27» и документалка «Курт Кобейн: о сыне». Первый рассказывает про страдания оставшегося в живых друга покойника-музыканта, второй – непосредственно про Курта Кобейна и его жизнь. Вернее, во втором случае рассказывает не фильм, говорит за кадром сам Кобейн. Основой фильма стали неопубликованные интервью, из которых была смонтирована звуковая дорожка. Сам рокер в кадре не появляется, зато тут есть потрясающие съемки Сиэтла и Олимпии.
Третьим как бы музыкальным фильмом станет «Гитара» Эми Рэдфорд, дочери Роберта. В этой ленте сюжет не менее трагичен, чем в двух остальных. Девушка узнает, что смертельно больна, покупает электрогитару и решает, наконец, научиться на ней играть. Ну а чем еще заняться мертвецу с гитарой?
Главным же событием фестиваля станет ретроспектива бормотунов.
Именно так на русский переводят слово mumblecore, обозначающее одно из направлений актуального американского киноискусства. Этих фильмов точно больше нигде не увидеть, даже если очень захотеть. Это такая, простите, новая искренность, «Легко ли быть молодым» по-американски. Почти во всех фильмах главные герои – молодые люди, которые, как полагается в этом возрасте, ищут себя, любви, музыки и выпить. Некоторые сравнивают это направление с творчеством Джона Кассаветиса, некоторые с, прости господи, ЖЖ. Названия говорят сами за себя: «Ржунимагу», «Смешно ха-ха», «Ханна берет высоту». За каждым, как говорится, простая жизнь и судьба.
На закуску нам, как обычно, предложат классику и документалки. Классику представляют русские евреи из числа голливудских сценаристов, творивших в 30–40-е годы – первый золотой век Голливуда. С другой стороны, покажут ретроспективу фильмов по сценариям Майкла Толкина, самый известный из которых «Игрок» Роберта Олтмана.
Рекомендации тут излишни – классика она на то и классика.
«Экран.док» же в этом году предлагает коллекцию Росса Макэлви – документалиста, предпочитающего разговаривать с тем, что он снимает. Главным фильмом здесь будет, по единогласному мнению организаторов и критиков, «Марш Шермана». Он про то, как режиссер решил пройти по следам легендарного генерала Шермана, а на самом деле пошел искать любовь. Фильм включен в национальный реестр кинокартин, так что можно узнать про американцев чуть больше, чем то, что они любят, когда кто-то превращается в большое зеленое и с ушками.
Полное расписание можно увидеть на официальном сайте фестиваля http://amfest.ru.