Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Одна нога обута, другая так

Вечер балета «Золото осени»

Вечер балета «Золото осени» на сцене МХАТ имени Горького привлек внимание публики — в концерте участвовала Диана Вишнева. Критики же могли вспомнить о давнем интеллигентском споре: что важнее в искусстве — мораль или форма?

Представим, что отклик на проект пишут два рецензента. Один из них (назовем его… ну, скажем, Добролюбовский) – сторонник искусства как общественной пользы. Второй (пусть будет Уайльдов) придерживается противоположных взглядов, пропагандируя «искусство для искусства». Побывав на вечере, оба нашли б аргументы в защиту своей партийности. И оба были бы правы.

Товарищ Добролюбовский непременно отметит возвышенный посыл проекта. «Что мы чувствуем, когда теряем близкого нам человека? Испытываем ли мы радость в связи с тем, что он освободился от бренной жизни, или испытываем горечь утраты?» Это слова из авторского замысла концерта, и речь идет о недавно скончавшемся хореографе и педагоге Георгии Алексидзе. У него учился автор московского вечера Юрий Смекалов, танцовщик из труппы Бориса Эйфмана, и вечер задуман как дань памяти наставнику в профессии.

Дело, в принципе, хорошее, как любая благодарность.

По ходу действия герой-хореограф «языком танца» пишет письмо как бы на тот свет, рассказывая о событиях и чувствах, которые «могли бы быть интересны получателю». То есть пишет самому себе, взволнованно обсуждая «проклятые», они же вечные вопросы, волнующие истинного художника. Одиночество, например. Невозможность чего-то. Эгоизм, нарциссизм и потребительство. Слова подобного рода лазерным лучом пишутся на заднике перед началом каждой танцевальной миниатюры, подсказывая зрителям, как следует понимать танец (покойный Алексидзе был известен как автор многочисленных концертных номеров, а потому вечер в его память сложен из коротких произведений, поставленных разными хореографами, от широко известных до начинающих). В этой мозаике есть два номера самого Алексидзе – «Плач Армиды» и «Вместо танго».

Смекалов выступает в ипостаси сквозного персонажа театрализованного концерта: надев пиджак на голый торс, его герой-хореограф мечется по сцене, вызывая из небытия персонажей будущих шедевров. Первой вбегает дама в мужском костюме — надо полагать, современно одетая муза. Под грифом «Эго» несется расхристанный персонаж в клоунских штанах и с полосатым жезлом в руках.

Сей жезл он то приставляет к промежности, то под неаппетитные жующие звуки фонограммы сует в рот.

Девушка танцует под надписью «соблазн», а фрагмент из балета «Магриттомания», где у исполнителей лица закрыты платками, идет под девизом «Ревность». Есть колоритная дева в единстве и борьбе противоположностей: у нее левая половина тела одета в черный купальник, правая — в балетную белую «пачку» из «Лебединого озера», одна нога обута в пуант, другая щеголяет босой ступней. И два солиста Мариинского театра: ангелоподобный Сергей Попов – легкий отрок в расстегнутой на пупе рубашке; и прыгучий Антон Корсаков — угрюмый юноша в рваных джинсах, плясавший после начертанного слова «нигилизм». В финале недовольный собой Хореограф рвет в куски письмо о муках творчества, а оставшиеся без присмотра персонажи (какой-то инвалид в кресле, старуха с вязальными спицами, некая девица, вкалывающая в вену наркоту) пускаются во все тяжкие.

Инвалид вскакивает и бьет танцующего Хореографа молотком по голове, старуха (Смерть, что ли?) противно хихикает, а обдолбанная девица сваливается под стол.

Тут Добролюбовский сделает постановщику корректное замечание: понять, что означает сия картина, решительно невозможно. Конец представления морально обнадеживает: Хореограф шваброй выметает неудавшиеся творческие замыслы, участники концерта, они же персонажи произведений, усаживаются, позируя для групповой фотографии, а творец пронзительно глядит на публику.

Все это, конечно, хорошо, ответит господин Уайльдов. Но благие намерения – это еще не искусство, хотя в плюс автору проекта надо поставить отсутствие заезженных хитов в виде па-де-де из классических балетов, а также смелость, выразившуюся в самой попытке изучения творческой кухни хореографа.

Диана Вишнева, конечно, была прелестна, да и татуировка на бедре звезду не портит, но выступление примы как-то затерялось в череде однотипной хореографии, этих «встреча — разлука, люблю — убью».

И вообще, проблема вашего проекта, скажет эстет Уайльдов, в оглушающей серьезности, с которой преподносятся наивные сентенции, при том, что автор, натанцевавшись в сходных по замыслу и воплощению спектаклях Эйфмана, запутался в метафорах и аллегориях, как в трех соснах, подставляя однозначные смыслы к искусству танца, емкому по самой своей природе. И хорошие исполнители (а в концерте Смекалова, который сам неплохой танцовщик, плохо танцующих почти не наблюдалось) были задействованы в сгустке честно слепленных прописных истин. Кстати, почему это всю дорогу на заднике льется вода, как в городе мокрецов из повести братьев Стругацких? Сколько можно символизировать вечность приемом, кочующим из балета в балет?

В общем, поругались бы наши критики, как пить дать.

Но тут в дискуссию вступает сторонняя фигура – ироничный наблюдатель. И меланхолически размышляет о том, что, хотя постмодернизм давно умер, а эстетические заветы Чернышевского еще раньше приказали долго жить, в искусстве современной России никак не складывается что-нибудь новейшее гармоническое. У нас то густопсовая концептуальность, то лозунговый пафос с приторной «духовностью» в странных художественных формах. Или голый Кулик на четвереньках, собакой кусающий прохожих за лодыжки, или глубокомысленные орясины от Церетели с патокой Шилова. Третьего не дано.

Новости и материалы
Смартфон Google самостоятельно разослал интимное видео американца его контактам
Большунов: мне посчастливилось, что Трамп ответил мне в соцсетях
Путин отправится в поездку
Житель Владивостока протаранил авто возле клуба и ограбил его пассажирку
Песков назвал «кривляниями» поведение Зеленского во время минских переговоров
Евгения Медведева заявила, что у фигуристов сдают нервы из-за отбора на ОИ
Аргентина расследует криптовалютный скандал с Милеем
Российский дипломат оценил слова Каллас о том, что мирное население РФ не гибнет от ВСУ
Россияне осудили депутата, предложившего пенсионерам работать
На Украине сообщили о повреждении ТЭЦ на юге страны
Названы страны с самым быстрым интернетом
Песков рассказал, чему научил Россию опыт прежних переговоров с Западом
В Кремле заявили, что РФ не обижается на обман Запада во время минских переговоров
Американец Мартиндейл заявил, что Киев должен быть поставлен на колени
Сафонов дал интервью на французском языке
Песков назвал феерическим дипломатический талант Путина
Пенсионерка из Твери лишилась 250 тысяч рублей, пытаясь снять порчу
В Кремле назвали условие, при котором Украина была бы цела
Все новости