Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Однажды, давным-давно, в будущем

Выходит «Однажды в провинции»

Выходит фильм «Однажды в провинции» дочери сценариста Александра Миндадзе Кати Шагаловой — чернушная провинциальная драма в стиле «Груза 200»

На ММКФ, в рамках которого проходила премьера «Однажды в провинции», фильму, в своем роде, повезло. Сначала он получил приз ФИПРЕССИ, а потом вокруг него образовался скандал. Стали говорить (и Шагалова в открытую подтверждала это в интервью), что картина должна была также взять один из призов основного конкурса. Но член жюри фестиваля актриса Ирина Розанова уперлась и чуть ли не шантажировала всех своим участием в фестивале – лишь бы фильму, столь антигуманно показывающему родную страну, не досталась конкурсная награда.

Ну да, «Однажды в провинции» не способствует обретению бодрости духа.

Назвать фильм «грустным», «печальным», «мрачным» — это непозволительно сильно завысить его оптимизм. Картина Шагаловой снята в духе перестроечного неореализма вроде «Маленькой Веры», а его ближайший современный родственник — недавний «Груз 200», только, в отличие от последнего, действие «Однажды в провинции» происходит не в Союзе, а прямо сейчас.

Сериальная актриса Настя (Юлия Пересильд) приезжает погостить в родной город, прячась от столичных неприятностей. В городе царит бедлам, от которого Настя успела отвыкнуть. Сестра Вера (Эльвира Болгова) живет с ветераном Чеченской войны, который ее лупит и, особенно не скрывая, спит с местной милиционершей (Любовь Толкалина). Та, в свою очередь, уже молодая бабушка, вынужденная ухаживать за внуком и в одиночку вести хозяйство, потому что ее дочь алкоголичка и в те редкие моменты, когда не потребляет спиртное, бегает от мужа к местному ловеласу. Есть еще Че (Леонид Бичевин) — «прекрасный принц», как называет его сам актер. На фоне остальных он, может, и вправду принц, добряк, влюбленный в Настю и терпящий ее столь необычный для этого захолустья гонор.

Но даже Че, как и все — бессмысленный алкоголик-бездельник со съехавшим после чеченской войны потолком.

Временами где-то внутри у этих людей просыпается смутное чувство, лезет вялый протест, который они не в силах оформить, и тогда Че поет «Я свободен» Кипелова, а милиционерша пишет стихи. Но при этом все они пьют, пьют, пьют, бьют местных скинов, а потом снова пьют. Трахаются и пьют опять, потому что делать в этом городе (мире?) им совершенно нечего. Они слишком пассивны, чтобы что-то менять, они все еще полны сакраментального советского ощущения: да, плохо, да, жизнь чудовищна, но не надо трогать это странное равновесие, вторгаться со своими порядками, а то не дай бог — станет еще хуже.

Все тянут друг друга за собой — если в ком-нибудь вдруг обнаруживается решительность, другие висят на нем мертвым грузом и не дают уйти.

Говоря объективно, у «Однажды в провинции» есть некоторое количество изъянов. Ухоженные красавицы-актрисы, исполняющие роли спившихся девиц. Наивное любование чужой культурой (единственная нормальная в фильме семья — это восточная пара, которая, пока их соседи устраивают очередной дебош, мирно лежит в кровати и болтает о жизни). Чересчур благоговейное следование Балабанову (из «Груза» здесь не только общий гипернатуралистичный настрой, но и актеры — Леонид Бичевин и Алексей Полуян в эпизодической роли фрика по имени Лошадь, и даже фиксация на музыке как детали, способной четко обозначить эпоху).

Но, вместе с тем, «Однажды в провинции» и вправду сильное зрелище, выходящее далеко за рамки чисто провинциального сюжета.

Вырождение, застой — они не только в уездном городе N (хотя и это уже кое-что — кто-то же должен снимать о том, что за пределами МКАДа имеется жизнь, и жизнь эта сильно отличается от нашей) и даже не столько в самой стране — упадок затронул и нас самих. Мы мельчаем, боимся, держимся за свое место и живем маленькими жизнями маленьких вер.

Возможно, чернуха как жанр снова входит в моду (говорить об этом еще рано, но только в этом году выходят «Однажды в провинции», «Юрьев день» Серебренникова, «Все умрут, а я останусь» Германики), и не исключено, что в моду чернуху вернул Балабанов. Но, может быть, виноват не Балабанов, а эпоха. Время, когда постсоветские ожидания пришли к логическому финалу, от свободы остался карикатурный остов, а ожидающее нас будущее подозрительно напоминает прошлое.

Новости и материалы
На Западе рассказали о плане Зеленского до инаугурации Трампа
Путин рассказал о планах реконструировать 75 аэропортов по всей стране
Названы лучшие методы лечения СДВГ у взрослых
Путин рассказал о масштабах строительства и ремонта автодорог в России
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Все новости