Временами каждому человеку хочется протестовать. То ли цены на хлеб слишком быстро поднимаются, то ли Windows XP откровенно глючит, то ли новый Lexus продают с ущербной комплектацией — повод для возмущения всегда найдется. Но канализировать свои протесты особенно некуда, разве что на жену наорать или уволить пару-тройку нерадивых менеджеров. Что ж, экспонаты, представленные на выставке Criti/pop, в таких ситуациях придут на выручку и поспособствуют душевной релаксации.
Здешние аттракционы призваны в игровой форме расправляться с проблемами современного мира.
Если кого, например, достало телевидение — можете поизгаляться всласть, имеются несколько вариантов. Зреет негодование насчет процессов глобализации? Тоже решаемо. Возможно, зрелище мировых брендов, пляшущих на экране в дискотечном ритме, несколько утолит вашу скорбь. А растущий информационный поток позволительно запихнуть в мусорную корзину — пусть себе там струится в виде бегущих строк.
Рецепты такого рода не первый год сочиняют Владислав Ефимов, Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин — пионеры российского медиаарта и виртуального интерактива. За это время они то образовывали между собой творческие альянсы (наиболее свежий из них — проект Electroboutique), то работали поодиночке, поэтому ретроспективу решено было устроить на троих, не вдаваясь в артельные коллизии. Нынешняя выставочная история относится к циклу «Москва актуальная», где с подачи галереи XL уже демонстрировались персоналки Олега Кулика, Виктора Пивоварова, Бориса Орлова, Айдан Салаховой. Авторы вполне трендовые, и в эту же категорию входят нынешние экспоненты.
На московской арт-сцене они практически полностью закрывают медийную нишу. Другие художники, разумеется, тоже сюда наведываются, но ненадолго — слишком много технологической мороки. А для Ефимова — Чернышева — Шульгина возиться с интерфейсами и софтами, похоже, только в радость.
Идеология у них своеобразная: критикуя — потребляй, потребляя — критикуй. В том смысле, что постиндустриальное общество чересчур тотально воздействует на мозги и надо бы иногда наносить ответные удары. Полезно для психики. Поскольку не всякий умеет взламывать корпоративные серверы, запуская в сеть забавные вирусы, и тем более не каждому хочется получать полицейской дубинкой по башке в ходе антиглобалистских акций, могут быть предложены паллиативные варианты. Приобретая интерактивный опус, ты вроде бы остаешься образцовым членом общества потребления, но при этом складываешь здоровенную фигу в кармане. Теперь у тебя есть наглядное подтверждение твоего протестного настроения — можно хвастать перед друзьями и интриговать девушек.
Чего еще хотеть от искусства?
Грань между аттракционом и бунтарским манифестом столь тонка, что сами авторы не всегда ее могут отследить. В таких случаях их произведения превращаются в чистую забаву. Вот зритель попадает в объектив незримой видеокамеры, и его изображение на мониторе начинает мутировать согласно заложенной программе. Можно еще со своей физиономией залезть внутрь голливудского блокбастера, образуя в нем лестную для себя сумятицу. А если надоест упражняться с собственной персоной, можно переключить пыл на авторов, благо они вовсе не против. Скажем, использовать ручной насос для надувания пузырей из Чернышева с Ефимовым — после этой процедуры они неспешно воспаряют в виртуальное небо. Кто желает пущей брутальности, имеет шанс потоптать мелких снующих туда-сюда художников железной пятой Терминатора.
Отдавая себя зрителям на растерзание, творцы подразумевают, конечно, нечто большее, чем простую клоунаду.
Но клоунада все равно превалирует. И бунт здесь остается настолько игрушечным, что легко укладывается в потребительскую корзину. Ну так ведь никто и не обещал, что экспозиция вас перепашет до основания и сделает Избранным. Нельзя жить в матрице и быть свободным от ее законов, так что забавляйтесь и релаксируйте.