Странный человек — режиссер Филипп Янковский. Сняв замечательный фильм «В движении», он бросился затем в сугубо коммерческие объятия «Статского советника», а закончил потрясающе никчемным «Меченосцем».
Потому, когда прошел слух о новой работе Янковского, многие злобненько захихикали. Еще бы — пригласить на главную роль боксера Николая Валуева! Вспоминали анекдоты про «я в нее ем» и «были бы мозги — было бы сотрясение»; самые оптимистично настроенные надеялись, что это будет такая пародия или чисто спортивное кино, в котором Валуев станет молодецки побивать ручищами всяких там неполиткорректных жовто-блакитных и звездно-полосатых конкурентов.
Полученная на кинофестивале «Окно в Европу» премия насторожила, равно как и трейлеры: все указывало на то, что перед нами не пародия и не спортбоевик, а вполне себе жизненная драма.
Так и оказалось: уровня «В движении» Янковский не достиг, но теперь можно забыть хотя бы о кошмарном «Меченосце».
Сюжет фильма всем уже известен. Вкратце: боксер Головин, получив травму, теряет память. Все у него рушится, любимая женщина потеряна, злокозненные спортивные бизнесмены потирают свои потные ручонки в надежде срубить побольше бабок на матчах обеспамятевшего, но по-прежнему несокрушимого гиганта. Гигант же, в свою очередь, пытается вернуть себе чувство собственного достоинства и по возможности как-то восстановить свою жизнь. Со всеми вытекающими последствиями, разумеется: это все-таки коммерческий вид спорта, там свои законы, далекие от общечеловеческих.
Такой фильм вполне мог бы снять, скажем, Сильвестр Сталлоне — не правда ли? Но снял Янковский.
И, собственно, правильно сделал. «Бой с тенью», которым так любили размахивать, говоря о спортивном российском кино, посрамлен. Не говоря уже о всяческих невразумительных «Неваляшках».
Правда, в итоге «Каменную башку» довольно трудно классифицировать. Спортивная мелодрама, что ли? Дамы в зале запросто будут плакать в нескольких местах, а мужики, соответственно, подскакивать в креслах, бормоча: «С левой ему бахни, Коля! С левой!»
Конечно, в первую очередь Янковский должен поклониться Валуеву. Пока еще рано говорить о неких уникальных актерских данных боксера, потому что он сыграл себя самого. Разумеется, Валуев далеко не глупый человек — его многочисленные интервью выглядят куда умнее, чем интервью доброй половины тех же отечественных киноактеров звездного пошиба. Но здесь он все же не Эйнштейна играет, потому хвалить его не будем. Однако и ругать тоже, потому что Егор Головин у Валуева получился очень внушительный и достоверный. Гораздо лучше, чем у Оксаны Фандера — жена Головина, проститутка с налетом достоевщины. Фандера вообще хорошая актриса, но здесь оказалась явно не на своем месте (вот повод попенять супругу, которым и является Филипп Янковский).
Валуев же особенно хорош, как ни странно, в лирических сценах. Его крайне небогатая мимика отлично, тем не менее, выражает простые человеческие чувства.
Вот он грустит. Вот он задумался. Вот ему хорошо. Вот он зол (собственно, последнее Валуеву играть легче всего, достаточно нахмуриться, не говоря уж о том, чтобы оскалиться).
Впрочем, самого интересного зритель все же не увидит: во время съемок Валуев выступил против любовных сцен с Оксаной Фандера, сказавши: «Не хочу поступаться принципами. У меня есть жена». Вот эта детская наивность, эти принципы, которыми нельзя поступаться, — это и есть герой фильма Егор Головин, он же реальный Николай Валуев.
Повторимся: авансы раздавать еще рано, но Валуев уже ангажирован сразу на два кинопроекта. Плюс сам боксер очень хочет сыграть Илью Муромца, что при его популярности и нынешней моде на жития патриотических богатырей практически гарантирует нечто подобное в ближайшие год-два.
Вот такая спортивная мелодрама получилась у Филиппа нашего Янковского, давшего путевку в большой кинематограф большому Николаю нашему Валуеву. А название у фильма — «Каменная башка» — все равно дурацкое. Но с этим уже ничего не поделать…