Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Поздравляю обнулимшись!

Вышел «Ноль-Ноль» Алексея Евдокимова

Вышел «Ноль-Ноль» — очередная литературно-компьютерная игрушка Алексея Евдокимова, где все участники рубятся с азартом и остаются при своих.

Из совместного с Александром Гарросом литературного прошлого Алексей Евдокимов, дебютировавший «соло» политизированной повестью «Лифт», и в последней своей вещи не поступился ничем. Разве повышенный интерес к детальным излишествам был обуздан и стреножен вполне дозированными описаниями. Да и прочие пропорции гаррос-евдокимовской фирменной прозы в исполнении одного из бывших соавторов претерпели некий рестайлинг. Журналистики, политики, детективщинки стало поменьше. Философии с психологией прибавилось. Герои ищут выхода не столько из сюжетного, сколько из жизненного тупика.

Получились прятки-догонялки с судьбой и смыслом на фоне всеобщей атомизации и российской скорби в мировом масштабе.

Некий Витька, задолбанный, как полагается, офисным корпоративом, закрыв компьютерную игрушку, покидает с омерзением контору и начинает носиться по городу, скрываясь от преследований, то ли путая виртуал с реалом, то ли и в самом деле… Загнанный невидимыми (но ощутимыми) врагами, падает с высоты и оказывается в больнице. После падения теряет память и в романе больше не появляется.

В цепочке побегов от чего-то (надоевшей обыденности?) за чем-то (новой реальностью и смыслом?) Витек – лишь одно из звеньев. Друзья-приятельницы, пытаясь понять, отчего же Витек двинулся и стал бегать и прятаться, и сами — кто гибнет, кто меняется на прямо противоположное. Врач-нарколог, например, резонер и реалист, осуществляя свою тайную мечту полной свободы от всякой правильности, опускает с наслаждением случайную дорожную хамку и садится на иглу.

За всеми этими цепями перевоплощений и сбивчивых открытий себя и хоть каких-то ответов на причинный вопрос маячит фигура некоего Маса — метаморфозного типа, неуловимого и навязчивого, не то устроителя преследований участникам действа, не то пребывающего, как прочие, в бегах. Скорее последнее, поскольку вездесущего его обнаруживают в конце концов с неподвижно вытянутыми ногами и отверткой в горле. С намеком персонажам и читателю, чтоб не обольщались – нет никаких всесильных вершителей ваших судеб.

Все гадости устраиваются в нашей жизни сами собой и чувствуют себя комфортно, пока мы пытаемся осилить, зачем нам вообще тут жить.

Движущая сила евдокимовского творчества все так же мощна и неоригинальна. Страх и брезгливая неприязнь – ее составляющие. И то и другое относится к толпе во всем многообразии видов, ее образу жизни и среде обитания. Будь то толпа люмпенов из районов хрущоб с ее панельными бараками, заплеванными лестницами, матерными надписями на стенах, отрыжкой дешевым пивом, головной болью, травяными интересами или толпа гламурная, менеджерская, запертая в офисном аквариуме кондиционированной свежестью мечтаний о смене подержанной тачки на новую, а бюджетно-отпускной Турции на духовно-экстримный Тибет.

Атомизированная до десятка личностей (их вообще так мало, они буквально на пересчет, и, естественно, все друг с другом знакомы) Россия, не желающая слиться с интересами среднестатистического стада, мучается вопросом – ну не слились, а дальше что? И сомнением – может, все-таки не мучиться и слиться?

В смысле собственного пути, выбор у неслившихся скудный – наркота, благотворительность, духовный и туристический экстрим. Уход в новую реальность с признаками настоящей, в которой догонялка может закончиться в реанимации или морге.

К финалу Алексей Евдокимов, твердый в неприязни к толпе, слегка смягчается, не отказывает себе в великодушии и потенциальный круг неслившихся расширяет до бесконечности. В каждом человеке есть талант. Нам только не хватает смелости открыть его и жить с ним. А в этом, может быть, единственный смысл и есть.

Образцы талантов явлены в героях романа. Они сомнительны и как-то мелковаты. Например, талант быть таким, каким тебя хочет видеть тот, с кем ты в данный момент общаешься. Или талант предвидеть обстоятельства гибели того, с кем входишь в контакт (какой Голливуд обошелся без этого дара?)

Литературно-интеллектуальная составляющая евдокимовской прозы, что дуэтной, что сольной, заметно не растет, оставаясь условно приемлемой для читателя с приличным багажом и вкусом.

Но в том, собственно, и нужды особой нет.

Написано все остренько, ярко, сочно. Набор красок и приемов для увлечения и затягивания читателя с гарантией качества. Тут главное не забыть купить вовремя билетик на это представление. Текущая литература быстро стареет.

По прочтении, правда, можешь испытать некоторое разочарование (в смысле: «Ну и что?»). А вот это – напрасно. Автор ведь названием предупредил.

Алексей Евдокимов. Ноль-Ноль. М., Эксмо, 2008.

Новости и материалы
Мышцы ног могут «предупредить» о проблемах с сердцем, выяснили ученые
В Google Play появились предупреждения о качестве приложений
В Белгородской области при атаке ВСУ по машине умер человек
Массовое отравление едой из доставки произошло в Москве
Щербакова заявила, что ехала на финал Гран-при России без мыслей о медали
Нетаньяху заявил, что Израиль не позволит использовать Сирию для атак
Захарова обвинила Каллас во лжи, цинизме и аморальности
Пожару в двухэтажной чайхане Ленобласти предшествовал взрыв
Телеведущий Куличков взялся за здоровье из-за жены: «Натыкала»
Маск одним словом отреагировал на новость о рождении у него 13-го ребенка
Ученые обнаружили грибы, способные разрушать пластик в океане
Еще одно землетрясение произошло у побережья Южных Курил
Нетаньяху призвал разоружить «Хезболлу»
Apple отложила дату выхода части нейросетевых функций
Глава МИД Франции прокомментировал позицию ЕС по территориальным уступкам Украины
Появилась карта интересующих Трампа ресурсов Украины
Названы три серьезных неисправности автомобилей LiXiang в России
Во Франции подтвердили, что Париж проведет саммит ЕС по безопасности
Все новости