Хорошо, что румыны — неторопливая нация. Иначе они давно уже отреставрировали бы сгоревшее еще во времена свержения Чаушеску здание академии наук, и снимать мистический триллер «Зеркала» было бы негде. Но румыны не спешили (в самом деле, зачем им такая штука, как академия наук?!), и Александр Ажа снял свои «Зеркала» именно там, превратив и без того жуткие руины в совсем уж неприятное зрелище.
Итак, начинается все достаточно банально. Впавший в депрессию из-за несправедливого увольнения из органов, Брюс Уиллис… стоп, это же не «Крепкий орешек»… простите, Кифер Сазерленд топит горе в виски. Уходит из семьи, ну и весь джентльменский набор, включая мрачный пропитой взгляд и мужественную небритость (последняя, к слову, Сазерленду всегда шла, подправляя его какое-то слишком уж детское лицо).
Разумеется, герой Сазерленда, которого зовут Бен Карсон, рано или поздно устраивается на работу. Сторожем. Охранять сгоревший супермаркет. Непонятно, зачем его вообще охранять, коли он уже все равно сгорел, но, вероятно, у них так принято. К тому же фильм — ремейк южнокорейской картины 2005 года «Geoul sokeuro» (можно перевести как «Зазеркалье»), а южные корейцы — люди аккуратные, стерегут даже пожарища. Не стали отступать от изначальной версии и создатели ремейка.
Но дело даже не в супермаркете, а в зеркалах, которые в изобилии остались среди обгорелых конструкций.
Именно в них Бен Карсон начинает видеть нечто странное и страшное, вначале полагая это плодом посталкогольных галлюцинаций, а затем — особенно когда все эти жутики начинают мелькать уже в других зеркалах типа автомобильного — соображает, что это все реально и ничего хорошего, скорее всего, не несет.
Вот тебе раз, скажет поклонник всяких там отечественных полтергейстов. Это ж школьная страшилка про «пиковую даму», которая тоже вылезает из зеркала.
Справедливости ради скажем, что вылезающая из зеркал нечисть занимает уверенное место в фольклоре многих народов мира, а в данном случае это даже не совсем нечисть. Впрочем, оставим развязку зрителю на сладкое, а сами подумаем, почему из довольно потасканной идеи получился весьма неплохой фильм.
Видимо, в первую очередь дело в личности режиссера. Зовут его Александр Ажа, сам он из Франции и известен любителям хорроров в первую очередь ремейком крейвеновского «У холмов есть глаза». Гораздо менее, к сожалению, у нас известна его же картина «Кровавая жатва» — вероятно, потому что она французского производства. А зря: фильм этот очень интересный, страшный, а по части неожиданного финала вполне в традициях корифея этих штучек М. Найта Шьямалана. В общем и целом ругать Ажа пока не за что — он слишком уж самостоятельно выглядит и, можно сказать, пока еще даже на старте.
Не поднимается рука как-то серьезно критиковать и «Зеркала».
К наследству автора изначальной картины, как и в случае с Крейвеном, Ажа отнесся бережно и даже пригласил создателя корейской версии Сонг-Хо Кима в соавторы. Тот согласился и, наверное, не жалеет. Работая с небольшим бюджетом, съемочная группа не могла позволить себе особенно пошалить с компьютерной графикой и заковыристыми монстрами, и это сработало в плюс (как нередко бывает в мире хоррора — вспомните хотя бы «Ведьму из Блэйр»). Страшно, неожиданно, красиво снято. Выиграли, конечно, и с приглашением на главную роль Сазерленда — вроде бы ничего особенного, но Бен Карсон у него получился весьма натуральный, вызывающий сопереживания типа «Братан, ну не ходи же ты туда!!!».
А главное, в зеркала заглядывать вам, посмотревшим, будет уже точно страшновато.