Средний и крупный бизнес испортил будущее. Все корпорации летят к чертям. Тоже мне новость. Корпораций четыре, они захватили мир и теперь пытаются захватить чужие кусочки этой вселенной. Однако их ждет ад, настоящее пекло, набитое сатанинскими машинами и зомби с тесаками вместо рук. В предыдущей фразе ни одно слово не было метафорой. Противостоит им только и дожидавшийся этого момента древний орден монахов в красных инквизиторских рясах в лице отца (брата?) Самуэля (Рон Перлман). Этот избранный воцерковленный мужчина обладает Книгой, мечом и должен собрать команду сорвиголов для путешествия к центру Земли, в гости к загнанному туда много лет назад мировому злу.
Тот факт, что «Хроники мутантов» выходят большим экраном только в России и Греции, выглядит забавной, нелепой, но вполне обоснованной случайностью.
Клерикально озабоченный стим-панк, показанный в кинотеатрах двух главных оплотов православия, это как минимум смешно.
В конце концов, те, кто не взял ленту для широкого проката, сами виноваты – смотреть фильм даже в домашнем кинотеатре удовольствие сродни прослушиванию реплик вроде «Сегодня мы ужинаем в аду» из наушников карманного компьютера на станции метро «Комсомольская» в час пик — интересно и актуально, но контекст не тот. В кинотеатре все по-другому – каждый, вне зависимости от пола и возраста, может почувствовать себя мальчиком, любителем войнушки, телок и гаджетов.
Проблема только одна.
В самый ответственный момент режиссер Саймон Хантер вспоминает о высшем предназначении искусства. Можно подумать, что бескомпромиссное рубилово, которого мы все уже давно заждались, мир лучше не делает. А тут вдруг всплывают вопросы веры, которые безвозвратно отвлекают от процесса. И зритель, вместо того чтобы вместе с героями порубать чертей в капусту, раздражается, видит не к месту работающие на углях самолеты и внезапно выскочившие из общей картины пиксели. На финальных титрах становится окончательно обидно – режиссер это все серьезно. Никаких ироничных аллюзий, никаких цитат, никакого угара. Вот есть как бы вера, вот есть меч и огонь, и демоны. Это все очень важно.
В результате вместо удалой бойни получается милый, но довольно топорно отягощенный смыслом Диснейленд.
Если всех убить для торжества правосудия недостаточно, то зачем тогда было за зеленый экран хвататься? Снимал бы себе какую-нибудь камерную драму, делов-то. Зеленый экран из рецепта, кстати, можно не исключать – так даже интереснее.
Дело в том, что фильмы по настольным играм (каковым являются «Хроники») обычно не очень подходят для поисков смысла жизни и веры. Иначе, если уж все так серьезно, надо было хотя бы менять, к примеру, обескураживающие наименования упомянутых корпораций – дальневосточные дельцы здесь называются Мисимой. Все это, очевидно, не приспособленный под хранилище залежей здравого смысла плацдарм.
А если все-таки делать какие-то выводы из «Хроник», то они должны быть примерно такими. Красный цвет – невероятно идет Рону Перлману, Девон Аоки снова стала лучшей в мире воительницей. Не мальчики, но мужики, которые делают мужскую работу, презрев кожаные плавки, и это просто круто. А ужинать в аду, наконец, бесконечно увлекательное занятие. Правда, повара, да и сам ужин, на этот раз оказались принципиально иными, а жаль.