Кто такой Виктор Сергеевич Попов, человек, непричастный к миру музыки, не сразу и вспомнит. Но стоит только сказать «Большой детский хор Гостелерадио СССР» — и любой, хоть краешком зацепивший советские времена, непроизвольно светлеет лицом.
Потому что это – детство.
Это радио по утрам на кухне и черно-белые телевизоры, «Пионерская зорька» и «Песня года». Это «Вместе весело шагать» и «Гайдар шагает впереди», «Из чего же, из чего же...» и «Крейсер «Аврора», сестренка Наташка-первоклашка, голубой вагон, лесной олень и крылатые качели. Большой детский хор – это ставший «советским Робертино Лоретти» Сережа Парамонов; Рита Суханкина, совместившая в себе сведший страну с ума «Мираж» и классику Большого театра и до сих пор заявляющая, что именно Попов сделал из нее музыканта; и многие сотни мальчишек и девчонок, пусть и не ставших звездами, но навсегда пробудившими в себе музыку.
Виктор Сергеевич Попов родился 10 декабря 1934 года в городе Бежецке Тверской области. Вся его биография – это хоры. Поступив в 11 лет в Московское хоровое училище и закончив после него Московскую государственную консерваторию, он занимался только хоровым пением.
А 1970-е годы стали его звездным часом – Виктор Попов создает Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне Большой Детский Хор Российской государственной телерадиокомпании) и одновременно становится главой Хора мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова.
Оба коллектива, начиная с 70-х годов прошлого столетия, пользовались огромной популярностью в нашей стране и, по сути, остаются таковыми и сейчас. Причиной этому феномену являлись как разнообразный репертуар (народные, массовые и детские песни, хоровые произведения без сопровождения, симфонические и оперные фрески, духовная музыка), так и энергетика, характер и обаяние, исходившие от этого человека на протяжении примерно 45-ти лет его творческой деятельности. Под его руководством обычные ребята и девчонки на сцене собирали полные концертные залы и завораживали публику своим пением. Им рукоплескали как в столице, так и во многих других городах нашей Родины, а также в Германии, США, Японии, других странах.
Виктор Сергеевич считал голос, особенно детский, настоящим музыкальным инструментом, который требовал к себе серьезного подхода.
Обучение ребенка правильно петь вкупе с воспитанием из него грамотного и профессионального музыканта, неважно, певца или дирижера, было одним из краеугольных камней его методики как педагога. Этому он посвятил себя как преподаватель, в частности, в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки), а также в Консерватории.
Но отдельного упоминания заслуживает именно единственное на сегодняшний день в нашей стране Московское хоровое училище, на базе которого 17 лет назад был создан вуз — Академия хорового искусства, в котором он стал художественным руководителем. Это высшее учебное заведение, в котором упор делался на воспитание как хоровых дирижеров, так и певцов, способных к исполнительской деятельности. Создано оно было в период всеобщей нестабильности и разрухи в России, но вопреки всему, а также благодаря воле и энергии ее основателя и, без преувеличения, отца, выжило и окрепло. Для поступавших студентов на преподавательской базе училища был сохранен учебный процесс, а возглавляемый Поповым хор Академии по популярности и востребованности ничуть не уступал его двум другим. И сейчас Академия ассоциируется как с профессиональным учебным заведением, так и со студенческим хоровым коллективом, известным своим талантливым, отнюдь не студенческим высоким музыкальным исполнением.
Со смертью Попова, без преувеличения, закончилась целая эпоха жизни в области отечественной хоровой музыки, двигателем которой он был.
Об этом искренне пишет автор этих строк, 16 лет проучившись сначала в этом училище, а затем и в Академии. Музыкальное и творческое величие этого человека, которого многие ребята (а в училище принимали и принимают только мальчиков) про себя называли профессором, шефом, постоянно витало в стенах здания на Фестивальной улице. Для нас он, человек еще из того, другого времени, казался гигантом, который был жестким, но одновременно схватывавшим на себе внимание огромной аудитории учащихся и студентов.
То, что он сделал для всех нас, нам еще предстоит понять и оценить. По сути, Виктор Сергеевич до того момента, пока он мог, находил в себе силы безвозмездно отдавать себя делу, пока энергия не покинула его навсегда. В мае в связи с проблемами с сердцем он был госпитализирован в тяжелом состоянии в Боткинскую больницу, откуда он так и не вышел. Панихида состоится 30 июля в Академии хорового искусства.
Прощайте, Виктор Сергеевич. Светлая память и многая лета…