Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Джет Ли: «Делайте жизнь с Павки Корчагина»

Интервью с Джетом Ли и Мишель Йео

На московскую премьеру фильма «Мумия: гробница императора драконов» прибыл целый десант голливудских кинозвезд. И не только голливудских – корреспондент «Парка культуры» побеседовал с культовыми актерами азиатского кино Джетом Ли и Мишель Йео.

— Джет, в фильме «Мумия» Голливуд обратился к китайскому средневековому антуражу. Вы снимались и в голливудских, и в китайских блокбастерах, в том же «Герое». В чем разница работы Роба Коэна и, допустим, Чжана Имоу?

Джет Ли: — Ну, для начала, один из них китаец, другой американец. Поэтому их видение китайской истории, китайской реальности, конечно же, сильно отличаются. Сущность Китая они видят совершенно по-разному. Вообще единственное, что объединяет эти фильмы, – то, что и тот и другой относятся к жанру фикшн.

Что же до разницы… Прежде всего, Чжан Имоу — это великий режиссер. И при этом очень важно, что в «Герое» он изначально хотел показать Китай всему миру — этот прицел на иностранцев очень сильно сказался в фильме. А «Мумия» — это очень американский фильм, американский режиссер, который хотел что-то сказать о Китае, может быть, просто продать фильм в Китай.

— А этот интерес Голливуда к Китаю вы для себя как-то объясняете?

Д.Л.: — Да здесь, по-моему, все очевидно: Китай все труднее и труднее не замечать. Люди все сильнее интересуются этой страной, вот этот спрос и удовлетворяется.

— Почему же в таком случае, к примеру, великолепный китайский фильм «Warlords», где вы сыграли главную роль, до сих пор не был в мировом прокате?

Д.Л.: — Ну, этот фильм как раз делался в расчете «на внутренний рынок», в первую очередь для китайцев, а не для европейцев. Поэтому прокатчики опасаются, что в той же Америке к нему не будет большого интереса. Хотя в Азии он пользовался оглушительным успехом. Кроме того, не все так плохо — сколько я знаю, в конце года должен начаться европейский прокат.

— Кстати, о «неподготовленных европейцах». Настанет ли когда-нибудь время, когда в титрах будут указываться не «европеизированные», а подлинные китайские имена? Не Джет Ли и Мишель Йео, а Ли Ляньцзэ и Ян Цычон?

Д.Л.: — Ну вы же сами ответили. Считается, что европейцам их сложно запомнить.

— Но тот же Чжан Имоу как-то заставил всех выучить китайское имя.

Мишель Йео: — Ну вот и прекрасно. Очень отрадная тенденция, внушает оптимизм, будем надеяться, что это только первая ласточка.

— При всем растущем интересе к Китаю китайцам, как и русским, в Голливуде по большей части приходится играть не героев, а злодеев. Вот и в третьей «Мумии» тоже…

М.Й.: — Ну, это не про меня. Моя колдунья как раз хорошая — она же для всеобщего блага заколдовала главного злодея, героя Джета Ли. Так что все отрицательное Джет взял на себя. А у меня появилась возможность подраться с самим Джетом Ли.

Д.Л.: — Я бы вообще поспорил по поводу «злодейства». Во-первых, это не совсем характерное для меня амплуа. Я сыграл более 30 ролей, и это всего вторая отрицательная.

Во-вторых, здесь все гораздо сложнее. Не забывайте про культурные, культурологические отличия. Разница между культурами все-таки очень сильна — хотя мир объединяется, становится ближе — но тем не менее. В американской культуре вы можете из-за вашей жены или дочери пойти против закона и при этом останетесь хорошим человеком. По американским меркам. А у нас, китайцев, наоборот, не забывайте конфуцианство. Более того, не только против закона. Даже если ваши побуждения самые благовидные — не только для вас, но и для общества, для общественной морали — и вы выступаете против правительства, государства, да против тех же копов, вы все равно становитесь врагом и злодеем. Так что с нашей точки зрения большой вопрос, кто в этом фильме злодей.

В этом мире как определить — хороший или плохой? Все зависит от того, под каким углом смотреть. Вы знаете, в истории тоже были времена, когда Китай был разобщен, и император Циншихуан объединил его. А каким он был человеком — вы знаете хотя бы по фильмам. Он хороший или плохой?

Вы знаете, с точки зрения буддизма нет понятия хорошего и плохого. Все постоянно движется. Хороший меняется, плохой тоже меняется. Ну вон — на Ближнем Востоке воюют уже почти две тысячи лет. Кто там прав, кто не прав? Если смотреть с этой стороны — этот, с той — тот. И мы в принципе не можем сказать, кто прав. Поэтому все зависит от точки зрения. Я люблю воду, вы любите вино. Что лучше — вода или вино?

М.Й. (смеется): — Лучше всего водка.

— Мишель была у нас в прошлом году на ММКФ, а вот вы, Джет, насколько я знаю, первый раз в России.

Д.Л.: — Да, я действительно первый раз, но не забывайте, что я вырос в Пекине, и первые в моей жизни фильмы, которые я увидел , были советские. Это «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» и т. п.

М.Й.: — А вот у нас в Малайзии советских фильмов не показывали. Поэтому о вашем кино приходится судить по фестивалям, по тому же «Русскому ковчегу» Сокурова.

Д.Л.: — И, кстати, есть одна великая книга, которую я прочитал в детстве и которая на меня произвела определяющее влияние. Она, собственно, сделала меня как человека. Это «Как закалялась сталь» Николая Островского. И я до сих пор постоянно ее перечитываю, вспоминаю, и, где бы я ни был — в США, в Китае, еще где-нибудь в Азии, я все время цитирую слова Павла: «Не бойтесь никаких преград и перипетий на своем пути, потому что сталь можно закалить только так».

— Сразу вспоминается великолепный фильм о тех годах — «In the heat of the sun» вашего ровесника Цзян Вэня. Это про ваше детство?

Д.Л.: — Нет. Мы с ним оба пекинцы, и это действительно очень хороший фильм. Но мое детство все-таки было совсем другим.

— Мишель, кстати, о вашем детстве. Вам никогда не хотелось вспомнить, что в отличие от Джета вы в детстве учились танцам, а не восточным единоборствам и были профессиональной танцовщицей? Как бы вы отнеслись к предложению танцевать в кино, а не драться?

М.Й.: — Ну, боевые искусства, кстати, очень похожи на танцы. Когда я играла в первом своем фильме, где были боевые искусства, я поняла, что между ними и танцем очень много общего. Те же самые движения, та же гибкость, текучесть. А что до смены имиджа — почему бы и нет? Тем более что сейчас мюзиклы резко пошли в гору. Это становится модным, их выходит очень много, и не только в Болливуде. (Смеется и изображает руками движения индийских танцовщиц.)

— Джет, а вам как идея смены имиджа?

Д.Л.: — Мы же живем в реальном мире. Вот возьмем для примера какой-нибудь хороший ресторан с русской кухней. К вам хорошо ходят, у вас популярное заведение… Ну зачем вам менять прекрасно функционирующий ресторан и делать его каким-нибудь американским макдоналдсом? Не проще ли пойти сразу в макдоналдс, благо их полно?

Есть же все-таки амплуа, и от меня миллионы людей ждут совершенно определенных вещей. У меня лучше получается играть в трагедиях. Стоит ли мне пытаться, например, изображать из себя комика? Вряд ли. Ни мне от этого лучше не будет, ни моей публике.

— Тогда, может быть, не совсем деликатный вопрос. Вам уже сорок пять…

М.Й.: — Так, чувствую, мне пора смываться. (Смеются.)

— … возраст все-таки не юношеский. Сможете ли сейчас сыграть «Шаолиньский монастырь» так же, как в 16? А если не менять амплуа, что вы думаете делать дальше? Играть кунфуистских дедушек с седыми бровями до подбородка?

Д.Л.: — Я десять лет учился ушу. Двадцать пять лет потратил на фильмы. Думаю, у меня просто начинается третий этап в жизни. Я сейчас создал фонд, занимаюсь благотворительностью. Надо отдавать то, что дало мне общество. Моему фонду всего год, но в Китае уже более миллиона людей участвуют в его деятельности. Ради этого фонда я потерял год своей кинематографической биографии, напрочь вычеркнул и занимался только этим. Я думаю, это говорит только об одном: в моей жизни кино сейчас занимает далеко не первую роль.

— Боюсь, что эти слова ввергнут в панику миллионы ваших поклонников.

Д.Л.: — Поймите меня правильно. Фильм — это моя работа. Это часть моей жизни, безусловно, важная часть. Но я — это не только актер Джет Ли. Я — это еще я.

Я постоянно ставлю себе вызов. Я был хорошим мастером ушу, пятикратным абсолютным чемпионом Китая. Я не буду говорить, что никому и никогда не удастся повторить это, но я был хорошим мастером. Видимо, я неплохой актер. Но поймите правильно — это этапы моей жизни.

Появился вызов — стал абсолютным чемпионом Китая. В достаточно юном возрасте — сколько мне там было, 11 лет? Я снялся в 17 лет в «Шаолиньском монастыре». Но сейчас у меня начался другой этап.

Не забывайте, жизнь каждого из нас — это тот же фильм. Самый что ни на есть живой фильм, который каждый из нас снимает.

М.Й.: — Я в этом вопросе согласна с Джетом, хотя уходить из кино не собираюсь. Это не жертва, я могу сказать: мне 46 лет. Просто однажды понимаешь, что твои года, твоя жизнь, твое тело — это все равно твое. В любом возрасте это и есть ты. Надо понимать, что мы стареем, рано или поздно мы все умрем, надо принять это с благодарением и двигаться дальше.

— Не могу не спросить: а что будет дальше?

М.Й.: — У меня скоро выйдет новый фильм, «Вавилон до нашей эры» с Вином Дизелем в главной роли. Кроме того, этот год я путешествовала по всему миру, занималась документальным фильмом о безопасности на дорогах.

Д.Л.: — Ну а мои планы, наверное, уже определены китайским землетрясением. Мне удалось собрать большой фонд, и таким образом на меня возлегло большое бремя, большая ответственность, и мне надо сделать очень много дел, чтобы помочь пострадавшим. Я даже на открытие Олимпиады не пойду, у меня есть четыре билета, но я их отдам моим друзьям и дочери. А сам в ближайшее время я буду заниматься только этим.

Новости и материалы
Иностранец вынес из квартиры, где делал ремонт, украшения, бутылку виски и тонометр
В Красноярском крае девушка погибла в загоне для свиней
Российским водителям посоветовали греться от костров
Малышева сообщила о госпитализации матери
В США считают, что Трампу будет сложно закончить конфликт на Украине
Жители российского региона приняли странные огни в небе за «Орешник»
Вероятный кандидат на пост посла в США покинул Госдуму
Певец Иракли завел роман с дизайнером
Над Белгородской областью сбили беспилотник
Рак желчного пузыря все чаще поражает молодых, выяснили ученые
На видео попало, как вагоновожатый усмирил буйного пассажира тремя хуками
Сати Казанова рассказала, как восстанавливается после родов с помощью старинного метода
Расходы на БАМ решили снизить в пять раз
Замглавы НИИ МГТУ имени Баумана приговорили к 8,5 года колонии
42-летняя звезда «Ворониных» снялась в бюстгальтере
Гарик Харламов получил 151 штраф за нарушения ПДД
В Ростовской области нашли тело шестимесячного младенца и его покалеченного брата-близнеца
Пригожин раскрыл многомиллионные расходы на Валерию
Все новости