Совершив некрасивый поступок, нужно как можно скорее загладить его каким-нибудь хорошим делом. Это знает распоследний папуас, так что же говорить о японском режиссере по имени Хидео Наката, который сильно попортил себе и поклонникам карму, попытавшись взрастить на скудной американской земле ремейк своего «Звонка»…
Да-да, тот самый Наката и тот самый «Звонок», в котором действовала проклятая видеокассета, а из телевизора вылезало, капая на пол водою, нечто несусветно жуткое. Страшно было, пока не решили это американизировать. Впрочем, американские «Звонки» не ругал разве что ленивый, посему обратимся к попытке Накаты реабилитироваться.
Вот он, тут: его новый (а правильнее сказать, прошлогодний) фильм о привидениях – «Кайдан».
На самом деле судьба японца связана с гостями из мира мертвых давно и прочно – еще в 1996 году он дебютировал ныне подзабытым, но весьма качественным фильмом «Актриса-призрак». Потому и от «Кайдана» следовало ожидать чего-нибудь этакого. Но Наката, видимо, подцепил в Соединенных Штатах некий тамошний киновирус, потому что «Кайдан» в табели о рангах его картин смело можно расположить где-то внизу, увешав ярлычками «странный», «путаный», «предсказуемый» и т. п.
Начнем с ликбеза. Слово «кайдан» означает японские страшилки; ну, типа наших про «черную руку» или там «отдай мое сердце». Понятно, что недостатка в материале Наката не испытывал, но фильм, тем не менее, по сути своей – «недоремейк» картины Масаки Кобаяси 1964 года, которая называлась «Кайдан о призраках болота Касуи». «Недоремейк» — потому что у Кобаяси повествование было порублено на новеллы, да и речь шла в основном не о том, о чем у Накаты. Зато у Кобаяси был еще и спецприз жюри в Каннах, а также номинация на «Оскар», тогда как Накате явно ничего не светит.
Собственно, «кайданом», то есть страшилкой, кино можно назвать с очень большой натяжкой.
Это скорее такая бытовая история про сложные взаимоотношения японских граждан, как обычных, так и прочих самураев. А сложные бытовые взаимоотношения, если судить по картине, у них обычно заключаются в том, что японские граждане начинают махать налево и направо мечами, порубая родных и близких (а в идеале – и себя, любимого) в морскую капусту. А что вы хотели? Вот герой «Кайдана» очень обиделся на человека, который ему дал денег в долг, а потом ненавязчиво спросил, не пора ли их вернуть. И такая у него возникла личная неприязнь к кредитору, что он его пошинковал, уложил в сундук и выкинул в речку. С этого все и началось…
Ну и что? Перефразируя «Джентльменов удачи», это же Япония, у них тепло.
Да и пугаться не следует — это все происходило в восемнадцатом веке. Сейчас в лучшем случае могут ноутбуком по голове стукнуть.
Наблюдать за тем, как родичи убийцы и убиенного разрешают свои проблемы, довольно скучно. Правда, очень красиво: картинка и антураж восемнадцатого века с соответствующей одеждой, мертвенно-кукольным макияжем, бумажными ширмочками, чайными церемониями и прочей цветущей сакурой Накате весьма удались, пусть и не спасли фильм. С другой стороны, для неискушенного российского зрителя весь этот театр кабуки – зрелище в чем-то даже бессмысленное и нелепое. Как и метания героев, про которых с самого начала понятно, что они и без участия привидений друг друга к концу все одно перережут. Привидения, между прочим, в «Кайдане» таки есть, но не сказать, что они как-то сильно пугают или вообще влияют на ход событий. Нет, они скорее такой же антураж, как уже заявленные выше бумажные ширмочки.
В конце же у Накаты окончательно срабатывает тот самый американский вирус, и начинается сплошной «килл билл». Ну, это как если бы в «Иронии судьбы» Надя, Галя, Лукашин и Ипполит принялись отсекать друг другу части тела, красиво прыгая в лучах лунного света. Получается не страшно, несмотря на потоки кровищи, а скорее смешно.