В сегодняшней выставочной практике прижилось представление, будто любая экспозиция должна нести отчетливый социальный или политический мессидж. Мол, если авторы и кураторы не адресуют зрителю неких важных идей, то и миссия их бесполезна. На деле этот принцип часто оборачивается велеречивой банальностью. Желание в рамках одного художественного проекта спасти мир или его беспощадно раскритиковать выглядит наивным. А мудрые пробуют ужиться с реальностью, найти ей свои личные объяснения и оправдания. Пожалуй, именно такая стратегия объединяет Николая Андриевича, Юлия Перевезенцева, Бориса Кочейшвили и Валерия Орлова. Список авторов выставки «Дневник одного пространства» мог бы быть шире, поскольку вдумчивых и талантливых художников-графиков у нас, слава Богу, хватает. Но и четверых достаточно, чтобы проиллюстрировать замысел спокойной рефлексии на неспокойную действительность.
Все четверо – художники со стажем, с насыщенной биографией советских и постсоветских времен.
Не замешаны ни в андерграунде, ни в официозе. Разумеется, выбор площадки для их выставки никакого символического подтекста не содержит. Домик на Малой Дмитровке, где пару лет проживал Антон Павлович Чехов, — в данном случае всего лишь экспозиционное пространство – без мемориальных признаков.
Но глубинная связь с былым жильцом все-таки существует. Эти четверо художников исповедуют похожее отношение к жизни, и их работы интонационно близки к маленьким чеховским рассказам. Карандашные и тушевые листы, почти всегда черно-белые, не содержат никакого надрыва, никакой чрезмерной иронии (разве что чуточку) и никаких сюжетных авантюр.
Николай Андриевич изображает вазы или грубые деревянные ящики, Валерий Орлов рисует сидящих или стоящих моделей, у Бориса Кочейшвили все больше пейзажи или бытовые сценки, а Юлий Перевезенцев показывает изящные аллегории с клетками, яблоками, стульями и семафорами. Все лаконично и вроде бы просто.
Любителям сложносочиненных эффектов и радикальных идей рекомендовать эту выставку не возьмемся.
А вот если имеется потребность в ощущении тока жизни, в разглядывании ее оттенков и плавных поворотов, то вам именно сюда. Разумеется, вы здесь не причаститесь к новейшим тенденциям – но утешить может нехитрая мысль о том, что внешняя новизна не гарантирует полноценности переживания. Впрочем, не гарантирует этого и архаика. Дело всегда в конкретных произведениях и в конкретном художнике.
Концепции у выставки нет, но есть отбор. Иногда это лучше. Из тех же самых авторов можно было бы сделать совсем другую экспозицию, с другим настроением и акцентом. Только другой выставки не хочется. Благодаря отбору возникает квартет, в котором каждый из четверых остается самим собой и при этом не отторгает соседей. Дневниковый жанр здесь не понимается буквально, просто для толкового художника его занятия сами собой превращаются в способ фиксации жизненных впечатлений.
Бывает, конечно, и иное понимание профессии.
Что ж, каждый сам решает и отвечает за себя. С таким репертуаром, как на выставке в «Домике Чехова», массового успеха не достичь по определению. Остается задать себе вопрос: а нужен ли этот успех любой ценой? Участники экспозиции на вопрос давно ответили – и теперь занимаются делом без лишних метаний и шараханий. Существуют на свете и другие вопросы, которыми стоит задаваться.