Эти места многим памятны по фестивалю «Арт-Клязьма», который трижды взбадривал столичную тусовку своим пленэрным натиском. Увядающий пансионат «Клязьминское водохранилище» накануне реконструкции отдавался на растерзание актуальным художникам – и получалось очень бодро. Без излишнего лоска, зато с выдумкой и напором. Под каждым здесь кустом был готов тот или иной арт-аттракцион, находя который, посетители взвизгивали от детского восторга. В 2005 году шоу проходило в последний раз, поскольку владельцы территории занялись собственным «лэнд-артом», превращая местность в элитарный курорт «Пирогово». Теперь искусство сюда вернулось, но в ином формате.
Босяцкие игры на свежем воздухе отменены, торжествует респектабельность.
Разумеется, респектабельность особого рода, как это свойственно контемпорари-арту: не без эпатажа и фривольностей.
Вместо лужаек, пляжей и березовых рощиц московские галереи на сей раз освоили внушительных размеров ангар, где зимою грезят о дальних походах катера и яхты. Летом они расплываются кто куда, и до 15 октября это пространство отдано под выставку. Не сказать, правда, чтобы эллинг был самым подходящим местом для искусства, пусть даже современного. Архитектору проекта Юрию Аввакумову пришлось изрядно повозиться, приспосабливая помещение к экспозиционным нуждам. Стенды собрали из множества крашеных деревянных поддонов, провели точечное освещение – в итоге вышло даже стильно.
Каждая из одиннадцати галерей, участвующих в проекте, получила собственную площадку, немного обособленную от соседей, из-за чего происходящее напоминает арт-ярмарку.
Репертуар тоже вполне ярмарочный – вспомнить хотя бы прошедшую «Арт Москву».
Практически все галереи представляют работы тех авторов, с которыми работают не первый сезон. Например, «М&Ю Гельман» демонстрирует инсталляцию «Б/у» Дмитрия Гутова, включающую обиходные предметы советского быта – от транзисторного приемника до велосипеда. Само собой, это не прикола ради, а концепции для. Галерея XL предлагает очередные перевоплощения Владислава Мамышева-Монро — на фоне кремлевских башен предстают персонажи фантасмагорические, но все время кого-то напоминающие. Традиционных своих художников Константина Батынкова, Кирилла Челушкина и Владимира Наседкина привезла на природу «Крокин-галерея».
У Айдан Салаховой на сей раз сольный проект Алексея Политова и Марины Беловой. Здесь не без приключения: надев красные очки, посетитель обнаруживает за невинными лубочными изображениями контуры рисованных непристойностей. А вот «Фонд Виноградова и Дубосарского» выступает предельно целомудренно, показывая десяток живописных букетов кисти двух упомянутых мастеров. Тут вроде бы без подвоха, чистый салон. Апофеозом же традиционного понимания искусства (по крайней мере, на московский лад) становятся бронзовые статуэтки работы Зураба Константиновича Церетели – скажем, макет небезызвестного памятника Петру Первому. Разумеется, изваяние сильно уменьшено по отношению к оригиналу.
Эллинг большой, но всему есть мера.
Привычные работы в оригинальном пространстве первое время воодушевляют, однако довольно скоро начинаешь задаваться вопросом: а что здесь такого, ради чего стоило выезжать из города? Для самих-то галерей проект имеет коммерческие резоны. Грубо говоря, в межсезонье товар перебирается поближе к потенциальному потребителю. Но тех эмоций, пускай наивных, которые порождали объекты образца канувшей в Лету «Арт-Клязьмы», сегодня здесь не ощутишь. Разве что грустно вздохнешь про себя, увидев оставшийся от былых времен «Павильон для водочных церемоний», сооруженный некогда Александром Бродским.