Самые несчастные люди на ММКФ — это, конечно, журналисты. В 5 часов вечера на Пушкинской площади вся пресс-зона вокруг красной дорожки напоминала вагон метро. Устроившись друг у друга на головах и ногах, в полной боевой готовности корреспонденты вскинули камеры и фотоаппараты. Однако не тут-то было. Церемония еще долго не начиналась, и единственным развлечением для прессы было наблюдать, как по ковровой дорожке с десяток раз подряд, записывая дубли, спустились ведущие программы «Интересное кино» Борис Берман и Ильдар Жиндарев. Вскоре к ним присоединился Никита Михалков, но только в начале седьмого на ковровой дорожке появились первые гости.
В числе пунктуальных киноманов оказались политики Зюганов и Жириновский, но главные гости стали подходить в тот момент, когда Михалков, как президент фестиваля, встречавший пришедших на дорожке, уже посматривал на часы, а голос из репродуктора несколько раз уверенно объявил о том, что церемония начинается.
В этом году в Москву привезли Уилла Смита, Шарлиз Терон, Питера Берга и продюсера фильма «Хэнкок»: фильм, к гордости организаторов фестиваля, стартует в Москве за две недели до официальной премьеры.
А чтобы московская премьера не превратилась в мировую, принимались, как и было обещано, «беспрецедентные меры». За день до открытия «Хэнкока» показывали для прессы – тогда уже рассевшихся зрителей неожиданно попросили выйти из зала и войти снова («Перезагрузка», - шутили присутствующие). Оказалось - для того, чтобы на входе каждого осмотрели и проверили на наличие записывающих устройств. На открытии мариновали не меньше, а то и больше, устроив настоящую уравниловку, – и именитые гости, и журналисты одной дружной массой плавились в фойе «Пушкинского», изнывая от духоты в ожидании момента, когда их пустят на фильм.
«Хэнкок» — закономерный ответ супергеройскому кино. Такой персонаж рано или поздно должен был появиться – хотя бы потому, что любой жанр по прошествии времени обзаводится пародиями. Но не просто капустниками вроде «Супергеройского кино», а серьезными в финансовом и идейном смысле блокбастерами, построенными по той же жанровой схеме. Когда стало уже невозможно смотреть на жертв техногенных катастроф, ученых и мутантов, надрывно рефлексирующих о природе своей сущности и верности человечеству, появился Тони Старк – персонаж гораздо более язвительный и неоднозначный. Но даже он меркнет перед Хэнкоком, который нарушает все возможные установки.
Мало того, что он чернокожий (хотя это не новость, негры-супергерои уже были), так еще и бомж, алкоголик, тунеядец, сквернослов и циник.
Он помогает городу, но, может, лучше бы он этого не делал. Он ловит преступников, разрушая все на своем пути. Люди его ненавидят, и он отвечает им взаимностью. Но добрый пиарщик Рэй попытается научить Хэнкока, как правильно держаться, чтобы его любили.
Тем временем Уилл Смит вел себя, как подобает и супергерою, и комику одновременно. На ковровой дорожке пустился в пляс, вынудив вежливого хозяина Михалкова составить ему компанию, а во время церемонии решил расцеловать президента фестиваля согласно смутным представлениям о русском обычае. «На сегодня я уже нацеловался…, Уилл», — сказал после этого Михалков. В Москву Смит прилетел рано утром, но уже днем, на пресс-конференции, шутил и пел, демонстрируя бытовой героизм, в то время как мрачноватая невыспавшаяся Шарлиз Терон пролила на платье воду. «Вот что происходит, когда пьешь с утра водку!» — отреагировал Смит, а на вопрос о том, почему премьера блокбастера состоится именно на ММКФ, снова помянул крепкий напиток: «Мы хотели запустить премьеру там, где есть хорошая водка». «Охрана!», — кричал Смит, услышав якобы каверзные вопросы, а на обращение журналиста «мистер Смит» отвечал «Yes, sir!».
Смит и Терон были не последним, пришедшим на ковровую дорожку.
После них прибежал Эмир Кустурица, растрепанный, в майке и летних штанах — на этот раз Михалков не стал одалживать ему смокинг.
Кустурица выступает в двойном качестве: его ансамбль No Smoking Orchestra выступал на открытии, а документальный фильм о Марадоне будет показан во внеконкурсной программе фестиваля. Отвечая на вопросы журналистов, Кустурица сказал, что болеет за нашу футбольную команду, а фильм о Марадоне решил снять потому, что у футболиста интересная судьба. «Вот если бы мне сказали сделать фильм о Бэкхэме, я бы не знал, о чем снимать».
Под конец неспешно прибыл Такеши Китано – ему на церемонии вручали приз за достижения в области киноискусства. «Это Святой Георгий – символ Москвы. И мы хотим, чтобы он был на время вдохновителем вашего творчества – настолько, насколько вы этого захотите», — давая урок дипломатической схоластики, заявил Михалков. В ответ Китано рассыпался в комплиментах русской культуре, рассказал, что вырос на Солженицине и Достоевском, и обещал оправдать доверие.
В этом году жюри фестиваля возглавляет актриса Лив Ульман, в него вошли актриса Ирина Розанова, австрийский режиссер и сценарист Михаэль Главоггер, британский кинокритик Дерек Малькольм и чилийский режиссер Себастьян Аларкон. В конкурсной программе ММКФ будет представлено 16 фильмов, среди которых – «Однажды в провинции» Кати Шагаловой и «Сад» Сергея Овчарова. Напомним, что фестиваль пройдет с 19-го по 28 июня под неусыпным взором журналистов «Парка культуры».