Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Латыши, негры и свобода

Фестиваль «Максидром»

В Москве прошел фестиваль «Максидром» — отечественные музыканты заставили вспомнить, как все начиналось, а Ленни Кравитц напомнил о сути рок-музыки.

Счастливые автолюбители из числа заслуженных меломанов знают еще одну, кроме дураков на дорогах, великую российскую проблему. Это стадионные концерты. Стадионники — это признак высокого статуса и всенародного респекта, однако многие отечественные исполнители грезят о концерте на «Уэмбли», но далеко не все мечтают об «Олимпийском» и «Лужниках». Эти самые большие столичные площадки все же куда больше настраивают на спортивный лад, чем на встречу с прекрасным. На прошедшем в выходные «Максидроме» это было особенно заметно.

Нет, мы не хотим сказать, что публики собралось мало: коробка спорткомплекса была забита достаточно, чтобы констатировать успех.

Только вот беглого взгляда на собравшихся хватало для того, чтобы понять: люди пришли не на хедлайнера, которым в этом году был Ленни Кравитц, а на отечественных звезд. Пришли, скорее, по старой памяти – навскидку фестиваль до сих пор остается выставкой достижений музыкантов с «роковых» радиостанций. Такой формат до поры обеспечивал стабильную популярность, однако в последние годы стал терять поклонников и вынужден был измениться. Вместо многочасового прослушивания радийных хитов живьем организаторы стали предлагать народу западных хедлайнеров.

Открывать фестиваль доверили молодым и подающим надежды. Первым стал недавно дебютировавший в кино рэпер Noize MC с гитарой и частушками. Вторыми на сцену вышел украинский «Бумбокс». Впрочем, этих трогательных арнбишников подающими надежду называть поздно – каждый их клубный концерт на средней величины столичных площадках собирает стабильные аншлаги.

Потом пришло время заслуженных артистов. Их было трое: латыши Brainstorm, Дельфин и «Би-2».

Все вместе они провоцировали мощный флешбек – таким «Максидром» был раньше, пока не стал международным. Здесь было все то же самое, что и пять лет назад, только лучше. По крайней мере, умение играть и строить звук за эти годы очевидно прогрессировало. Когда-то дебютировавшие на фестивале Brainstorm выдали страждущим дозу хитов и финишировали кавером альянсовской «На заре». Причем вокалист группы по фамилии Кауперс исполнил в песне как свою партию, так и текст драматурга Гришковца, который приехать на концерт не смог. Было мило. Да и где еще, кроме как у нас, можно услышать брит-поп с солирующей в одной из песен партией баяна.

Дельфин водрузил на сцену два светящихся куба (себе и гитаристу Додонову), не сказал ни слова, не спел ни одного хита и изгнал из душ зрителей позитив. По крайней мере, табло, на котором каждый мог высказаться посредством смс, гласило именно о неуместном в атмосфере праздника унынии музыканта. Живая, хоть и негативная, реакция говорила о действительно сильном выступлении.

Лучше было не вспоминать, что творческий путь певца начинался композициями про «твои большие сиськи» и «я имел ее стоя».

Теперь лирические герои Дельфина душат родителей проводами от приставок.

Предпоследней выступала группа «Би-2». Они в отличие от предшественника смуту в души вносить не стали, ограничившись хитами и новой песней с рифмой «плен — Шенген». В финале к группе для исполнения песни «Мой рок-н-ролл» присоединилась позабытая Юлия Чичерина, а закончилось все неотвратимым «Полковнику никто не пишет».

Ленни Кравитц заставил себя ждать. Сначала техники долго выносили и подключали аппаратуру, попутно избавляясь от проводов, оставленных предшественниками. Спустя сорок минут на экранах возникли музыканты, идущие по коридору из-за сцены. На ум приходил боксерский поединок – обычно такие проходы показывают с участием мускулистых негров.

Негры были и в этот раз. Целых два.

Один из них сел за барабаны взамен неизменной кравитцевской ударницы, а вторым был непосредственно певец.

Однако спарринга с залом не случалось почти до самого конца. Публика довольно вяло реагировало и на новые вещи, и на совсем старые тоже. Музыкантам между тем на реакцию было плевать. Они умудрились дать полноценное полуторачасовое шоу с совершенно нездешним, полностью аналоговым звуком (так хорошо здесь не звучал даже Aerosmith).

То же можно сказать и об уровне игры. Группа звучала, как неведомым образом оживший механизм, – ни одной лишней ноты или случайного удара. Впрочем, творческое кредо Кравитца все объясняет: почти двадцать лет он играет музыку, целиком построенную на фанковых и блюзовых стандартах. И точность в исполнении здесь сродни меткости, скажем, Зинедина Зидана.

Впрочем, смотреть на музыкантов было куда интереснее.

В основном программа состояла из совсем ранних песен примерно пятнадцатилетней давности, несмотря на то что в столицу Кравитц прибыл в рамках тура в поддержку новой пластинки «It's Time For The Love Revolution». С нее были спеты лишь «Bring it On», «Love, Love , Love», «Dancing Til' Dawn» и баллада «I'll Be Waiting», для исполнения которой Ленни сел за специально подготовленный прозрачный рояль с лампочками.

Добрая половина композиций включала длинное соло или совместную импровизацию. Публика, как уже было сказано, пришла совсем не ради заграничных звезд и, когда ближе к концу музыканты устроили 15-минутный джем, спокойно отправилась смотреть футбол. После окончания импровизации оставшиеся поклонники (примерно, треть «Олимпийского») были вознаграждены сторицей. Финалом концерта стали сыгранные нонстопом песни-кормилицы Кравитца «American Woman» и «Fly Away». Они резко выбивались из предшествовавшего часа фанка и ритм-н-блюза, но на то это и хиты. Здесь зал, что называется, взорвался.

Ленни, кажется, играл бы и еще, но из-за сцены шепнули, что пора сворачиваться.

Вообще, кажется, что, выступай Кравитц один, он едва ли собрал бы меньше людей, всё упирается лишь в площадку. Его фирменный прифанкованный блюз давно стал достоянием «высокого среднего класса», которому совершенно не улыбаются толкотня на входе, отсутствие в продаже алкоголя и компания поклонников новой волны русского рока старшего школьного возраста. Да и сам певец со своим золотым микрофоном, кожаными джинсами, шейным платком и означенным роялем куда уместнее смотрелся бы на сцене, допустим, «самого большого клуба города».

Впрочем, Кравитцу уже все равно. Заработанный статус одного из лучших современных гитаристов и хитмейкеров никуда от него не денется. На сцене он может позволить себе все что угодно. Несмотря на общую традиционность, это был настоящий рок-концерт. Ведь суть рок-музыки не в красивых шмотках или героической позе, хотя и того и другого у Кравитца в избытке. Главное – это, как ни банально, колоссальная внутренняя свобода в каждом движении или интонации. Свобода, которой каждому хочется подражать и которая, в конечном счете, и объясняет, почему этот музыкант на сцене, а мы – нет.

Новости и материалы
Обезьяны способны разрабатывать новые инструменты и технологии, выяснили ученые
В МИД РФ объяснили, почему Запад игнорирует сигналы Путина
На Украине опасаются, что ситуация с мобилизацией станет «непоправимой»
Государству передали имущество 40 юрлиц по делу совладельца «Югры»
Стало известно, кто прошел во второй тур выборов президента Румынии
Под Калугой сбили три беспилотника
На МКАД произошло дорожно-транспортное происшествие
Россиянам рассказали, в какие сферы выгодно инвестировать после победы Трампа
Ученые нашли потенциальное решение проблемы микропластика
Североамериканский журналист рассказал о характере травмы Капризова
Назван объем ожидаемого экспорта российского зерна
В Тульской области объявлена опасность атаки дронов
В Курской области предупредили об угрозе ракетного удара
В администрации Байдена пригрозили Израилю прекратить участие в консультациях по Ливану
Mash: при возгорании российского самолета в Турции у пассажиров сгорел багаж
Россия рассчитывает достигнуть рекордного товарооборота с Арменией
Генконсульство России в Анталье сделало заявление в связи с возгоранием самолета SSJ-100
Ученые назвали сложности, с которыми сталкиваются мужчины при разводе
Все новости