Сегодня стало известно, что российское правительство освободило Михаила Швыдкого от руководства Роскультурой в связи с упразднением агентства. В принципе, неожиданностью это не стало – решение о ликвидации Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) было принято еще 12 мая. Все полномочия агентства тогда было решено передать Министерству культуры, которое в тот же день возглавил Александр Авдеев.
Теперь, спустя месяц, постановление вступило в силу.
Карьера бывшего главы Роскультуры началась тридцать пять лет назад в журнале «Театр», в котором он прошел путь от простого корреспондента до ответственного секретаря, а потом и заместителя главного редактора. В Минкульт Швыдкой впервые попал в 1993 году и до 1997 года занимал там пост замминистра. Работа на этой должности продолжалась до тех пор, пока он не стал замом председателя ВГТРК. С работой на телевидении связано одно из главных достижений Швыдкого – создание телеканала «Культура». Этот канал стал единственным государственным каналом, вещательная сетка которого была полностью лишена политической тематики. Кроме того, «Культура» — единственный канал, который целиком отказался от рекламных роликов в эфире. Несмотря на узкую направленность тематики передач, канал стал одним из самых успешных проектов в истории российского телевидения. За создание «Культуры» Швыдкой в 1999 году был награжден Государственной премией РФ.
В 1998 году Швыдкой становится председателем ВГТРК, а уже спустя год получает пост министра культуры. После четырех лет работы Швыдкой покинул эту должность и возглавил новообразованное Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
В полномочия агентства входил надзор над государственным культурным наследием: театрами, кинофондами, библиотеками, музеями и так далее. В 2005 году в рамках реализации пятилетней программы «Культура России» бывший министр вспомнил о своей давней страсти – театре. Почти треть выделенного на проект бюджета была отправлена на реконструкцию Большого и Мариинского театров. Значительную часть оставшихся денег распределили между прочими театрами и строительством новых.
Еще одной вехой на посту главы агентства для Швыдкого стало сутяжничество с бывшим министром культуры Александром Соколовым. Сначала министр в прямом эфире обвинил своего предшественника в нечистоплотности и взяточничестве. Швыдкой предъявил иск, потребовав у Соколова денежную компенсацию за моральный ущерб от имени возглавляемого им агентства. В сентябре того же года бывший и действующий министр, впрочем, решили разойтись полюбовно и от претензий друг к другу отказались. Ужиться они, однако, так и не смогли. В октябре прошлого года Соколов имел неосторожность заявить, что Швыдкой, находясь на посту министра культуры, не имел права выводить из музейного фонда знаменитую Балдинскую коллекцию. Коллекция, включающая работы Ван Гога, Рембрандта, Дюрера и Рубенса, была найдена в 1945 советскими солдатами и передана сначала капитаном Балдиным московскому архитектурному музею, а потом Эрмитажу. Швыдкой не только вывел коллекцию из музейного фонда, но и пытался передать картины Германии.
Последним же актом этой борьбы стал конфликт, связанный с выставкой «Соц-арт», прошедшей в Париже прошлой осенью. Одобренные Швыдким и экспертами Третьяковки картины Александра Меламида, «Синих носов», Владислава Мамышева-Монро и других художников подверглись критике Соколова. Он назвал выставку «позором для России, за который отвечать нам придется уже по полной».
Разговоры о том, что Швыдкой пропадет из поля зрения, не целесообразны – он остается популярным телеведущим сразу на нескольких федеральных каналах. Однако информации о назначении Швыдкого на какую-либо новую государственную должность пока нет.