30-й ММКФ открывается блокбастером – фильмом «Хэнкок» с Уилом Смитом и Шарлиз Терон о супергерое-неудачнике, который спасает мир, попутно нанося ему различной тяжести увечья. Такое происходит впервые – тот факт, что премьеру потенциального хита компания Columbia Pictures доверила Московскому фестивалю, по словам организатором, говорит об увеличении интереса к нашему кинорынку. И, кстати, оба исполнителя главных ролей фильма «Хэнкок» ожидаются в качестве гостей фестиваля.
В этом году в основном конкурсе участвует 16 фильмов со всего мира – в том числе из Франции, США, Германии, Китая, Болгарии и Албании. Россию в конкурсе представит «Сад» Сергея Овчарова, экранизация чеховского «Вишневого сада» и фильм «Однажды в провинции» Кати Шагаловой о том, как в маленький провинциальный городок возвращается актриса Настя, бывшая звезда популярного сериала. «Ситуация с российскими фильмами улучшается. По крайней мере, есть из чего выбрать», — прокомментировал программу кинокритик Андрей Плахов. Но хороших фильмов все равно не так много, да и за те приходится соперничать с дружественным, но конкурирующим «Кинотавром», что, по словам того же Плахова, порой вызывало «сложные дипломатические ситуации». Фильм Шагаловой по результатам переговоров достался ММКФ.
От Украины в конкурс попал фильм Романа Балаяна «Райские птицы» — своеобразное продолжение тематики «Груза-200»: речь почти про тот же 1981-й год и СССР.
Так же, как и Балабанов, режиссер однозначен в оценке: никакой ностальгии, в фильме рассказывается о преследованиях КГБ и цензуре. Одну из ролей исполнил Олег Янковский, а на роль главного героя Балаян пригласил Вячеслава Вакарчука, лидера группы «Океан Эльзы», но на момент съемок певец оказался в гастрольном туре, поэтому вместо него сыграл Егор Пазенко.
Кроме того, в конкурсной программе примет участие «Абсурдистан» — совместно азербайджано-немецкий проект Файта Хелмера. Несмотря на омонимичное название, фильм не имеет отношения к сатирическому роману русского эмигранта Гари Штейнгарта: город Абсурдистан у Хелмера вовсе не пародия на Азербайджан, хотя, по иронии судьбы, именно там картина и снималась. По сюжету в мифической деревушке на краю света постоянные перебои с водой, и женщинам приходится таскать тяжелые ведра – подустав от такой физкультуры, они устраивают забастовку, которая перерастает в войну полов.
В рамках ММКФ состоится конкурс молодых режиссеров «Перспективы», пройдут гала-показы и внеконкурсные программы.
Андрей Плахов представит «Летнюю Эйфорию», будут показаны ретроспективы фильмов Джона Кассаветиса и Цай Минляна, программа «Социалистический авангардизм» и «Израильское кино сегодня». К юбилею фестиваля придуман специальный проект «Счастливая дюжина», в который войдут фильмы тех режиссеров, успех которых начался отчасти именно с ММКФ. В числе участников – Иштван Сабо и Кшиштоф Кесьлёвский, получившие свои первые международные призы на Московском фестивале. На фестиваль приедут Такеси Китано с мастер-классом и Питер Гринуэй с мультимедийным представлением «Кино умерло, да здравствует кино».
Фестиваль собирает все больше зрителей – в прошлом году их было в четыре раза больше, чем годом ранее, а посещаемость программ достигла почти 100%. Всего на ММКФ покажут около 200 фильмов, фестиваль пройдет с 19-го по 28-е июня.