Обычно показателями успеха служат цифры, демонстрирующие рост. На нынешней «Арт Москве» за критерий успеха принято снижение числа участников. В этом году их существенно меньше, чем в прошлом и позапрошлом. Уверения в том, что сделано это намеренно, в целях «зачистки» репертуара, поначалу казались не очень убедительными. Вообще-то, недораспроданные площади означают прямые убытки устроителей. За каким бы таким идеалом нужен им подобный мазохизм? Но выяснилось, что действительно отринули кучу заявок, в том числе зарубежных, – исключительно ради эстетических принципов.
В результате произведенной селекции большой кусок территории ЦДХ сегодня чист, как совесть экспертов. А допущенные к участию 45 галерей из 12 стран олицетворяют, таким образом, отменный вкус и подлинную актуальность.
По словам директора компании «Экспо-Парк» Василия Бычкова, год назад организаторам ярмарки удалось получить микроскопическую прибыль. Нынче и о ней придется забыть. Тем более что по-прежнему не решен вопрос со спонсорами «Арт Москвы». Отсутствие меценатов на этом поле Бычков охарактеризовал как «позор для российского бизнеса». Все сказанное, впрочем, не означает, будто в минусе должны остаться и участники ярмарки. Общие суммы продаж вполне могут вырасти, особенно если учесть динамику цен на актуальное искусство. Покупатели, скорее всего, будут из наших. Западные коллекционеры и дилеры пока не взяли в привычку ездить в Москву для арт-шопинга.
Репертуар ярмарки выглядит вполне интернациональным, хотя, разумеется, преобладают здесь все же российские авторы. Фронтмены в основном прежние – Виноградов с Дубосарским, Олег Кулик, «Синие носы», AES+F, Дмитрий Врубель.
Последнему устроен основательный бенефис: сразу несколько залов отведены под специальный «Евангельский проект» от Врубеля и Тимофеевой. Гигантские постеры с рисованных оригиналов содержат сценки из современной жизни, снабженные новозаветными цитатами. Например, портрет двух беспризорников подписан следующим образом: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает». На другом постере полицейские вяжут демонстранта под субтитры: «Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его». Проект получился довольно любопытным и нисколько не кощунственным. Да и вообще, на «Арт Москве» стало заметно меньше скабрезностей и провокаций. То ли экспертный совет взялся пресекать излишнюю эпатажность, то ли сами художники эволюционируют в сторону респектабельности.
Хотя ирония остается доминантой мероприятия. Самопальная кабинка для пип-шоу, где вместо девочек демонстрируются фрагменты «Броненосца «Потемкин» (опус Георгия Острецова в проекте «Быстрое искусство»), или воспроизведенный на стене портрет Эйнштейна, выступающий на стенде галереи Гельмана в качестве спарринг-партнера для настольного тенниса, – типичные примеры здешних поставангардных аттракционов. Очередные гэги «Синих носов» в программе «Новое левое видео», дышащие мусорные пакеты на стенде галереи M'ARS, подборка про героев и шпионов вроде Джеймса Бонда и Глеба Жеглова в ассортименте галереи Полины Лобачевской, сбившиеся в стаю красные компьютерные мыши в инсталляции Михаила Косолапова и т.п. – все это продолжает фирменный «артмосковский» стиль презентации, ради которого, надо полагать, и боролись с нашествием чуждых по духу элементов.
В ЦДХ вроде бы царит пестрое разнообразие инсталляций, лайт-боксов, динамических объектов, арт-гаджетов и других необычных форм. Но пестрота эта кажущаяся. За каждым экспонатом стоит какой-нибудь тренд современного искусства.
Потенциальные покупатели желали бы не столько позабавиться, сколько вложить средства в сертифицированный товар. Так что изобретательность для сегодняшних художников не самоцель. Надо еще и верно позиционироваться. Что досужему зрителю парк аттракционов, то деятелям арт-бизнеса – выставка достижений.