Мифами была овеяна не только фигура Мастерковой, но и все ее нонконформистское окружение. Еще в 1950-е годы сформировалась так называемая лианозовская группа – объединение художников и поэтов, не признававших в искусстве официальную эстетику и стремившихся работать наперекор правилам. Их имена давно стали хрестоматийными – отец и сын Кропивницкие, Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Генрих Сапгир, Всеволод Некрасов, Владимир Немухин. За последним Лидия Мастеркова одно время была замужем. Впрочем, на ее живопись манера Немухина никогда заметного влияния не оказывала.
Она начала свою андерграундную карьеру с бурных беспредметных полотен, в которых ощущалось воздействие американского абстрактного экспрессионизма.
Собственно, абстракционизм оставался ее «коньком» на протяжении десятилетий, до последних дней. Хотя стиль менялся. На персональной выставке в Москве, которая проходила в 2006 году, зрители могли познакомиться с коллажами Лидии Мастерковой, сделанными на рубеже веков. От былой экспрессии здесь мало что оставалось: работы приобрели геометрическую строгость и холодноватую законченность.
И все-таки по-прежнему лежали за рамками фигуративности.
Эти вещи, как и многие другие, создавались во Франции, куда Мастеркова эмигрировала в 1975 году. К тому моменту за ее плечами было участие в подпольных выставках – в том числе в знаменитой «бульдозерной» на пустыре в Беляево. Тогдашний разгон властями несанкционированного показа на открытом воздухе послужил сигналом для шумной кампании в западных СМИ. Для нонконформистов вскоре сделали некоторое послабление, разрешив вольный вернисаж в Измайловском парке. Но в действительности гайки оказались затянуты еще туже. Некоторые из лианозовцев перебрались за границу – Мастеркова была среди них.
Правда, большой известности она во Франции так и не получила.
Ее работы – и прежние, и новые, – обычно связывались в сознании коллекционеров с советским неофициальным искусством. С началом перестройки имя Лидии Мастерковой зазвучало все громче наряду с именами ее коллег-нонконформистов. А в последние годы замаячил и масштабный коммерческий успех. Работы лианозовцев на аукционах стали уходить по весьма высоким ценам, спрос на них растет лавинообразно. Россиянам теперь лестно иметь собственный пантеон героев-авангардистов, не побоявшихся бросить вызов тоталитарной системе. Лидия Алексеевна Мастеркова заслужила в этом пантеоне свое, индивидуальное место.