«У нас есть хорошая новость — состоится «Кинотавр»», — начал пресс-конференцию Александр Роднянский, председатель попечительского совета кинофестиваля. Радость его объяснима: фестиваль явно набирает обороты, а на участие в конкурсе претендуют все больше и больше картин — в этом году за конкурсные места боролись 130 фильмов.
Не все они соревновались на равных – директор программ фестиваля Ситора Алиева рассказала, что среди представленных работ были и фильмы жанра «телекино за небольшие деньги, снятое по простым схемам», пытающиеся использовать «Кинотавр» как «вариант продать кино на телевидение». Попадались и картины с бюджетом $2–3 миллиона, которых, по словам Алиевой, «не было видно на экране».
В итоге для участия в основном конкурсе комиссия отобрала 15 кинокартин. Курс фестиваля взят в основном на новые имена – в программе заявлены шесть дебютантов и три режиссера представят по второму фильму.
Ситора Алиева заметила: «Это впервые. Реально происходит смена поколения».
В конкурс вошли военная драма «Живи и помни» Александра Прошкина с Дарьей Мороз (картина откроет фестиваль), «Баксы» Гуки Омарова: Сергей Бодров выступил соавтором сценария, а «баксы» в данном контексте обозначают вовсе не валюту, а казахское слово «шаман», «Нирвана» Игоря Волошина — наркоманская драма с Марией Шалаевой (приз прошлогоднего «Кинотавра» за лучшую женскую роль), картина про чеченскую войну «Пленный» Алексея Учителя, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, автора спорной картины «Изображая жертву», получившей гран-при «Кинотавра-2006».
Кроме того, участвуют «Девственность» Виталия Манского, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили,. «Новая Земля» Александра Мельника, «Океан» Михаила Косырева-Нестерова., «Плюс один» Оксаны Бычковой, «Скажи Лео» Леонида Рыбакова, «Старшая жена» Ивана Соловова, «Те, кто гасит свет» Андрея Либенсона, «4 возраста любви» Сергея Мокрицкого и «Шультес» Бакура Бакурадзе.
В конкурс не попал «один из лучших дебютов года», как назвала его Ситора Алиева, – фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь».
Причина банальна. Фильм Германики – продюсерский проект Игоря Толстунова, генерального продюсера «Кинотавра». Впрочем, «Все умрут, а я останусь» вошел во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля, а на «Кинотавре» в специальной программе «Летняя эйфория» его покажет Андрей Плахов.
Короткометражкам будет посвящен конкурс с логичным названием «Короткий метр».
В этом году на «Кинотавре» не будет документального кино. Как сказала Виктория Белопольская, ответственная за отбор документалок: «Уровень настолько трагически низок, что я бы не хотела внедряться с этой продукцией в сетку квалифицированного фестиваля».
Вместо этого внимание организаторов было сконцентрировано на программе к 100-летию российского кинопроизводства «50 выбирают 50». В прошлом году Гильдия Кинокритиков назвала 25 лучших фильмов 1908–1957 годов, в этом должны были выбрать еще 25, снятых уже в период с 1958 по1999. Но выбрали не 25, а 70, 30 из которых войдут в программу.
Кроме того, в рамках «Кинотавра» традиционно предполагаются специальные показы и мероприятия, в том числе «Кино на площади» — ретроспектива лидеров Российского проката 2007–2008 и «Кино, которое мы не заметили» — незаслуженно забытые советские фильмы.
Во второй раз состоится продюсерский питчинг – презентация кинопроектов для поиска партнеров.
XIX-й «Кинотавр» пройдет с 7–15 июня в Сочи под председательством Павла Чухрая. Закроется «Кинотавр» впервые в истории иностранной картиной – фильмом-открытием Берлинского фестиваля «Да будет свет» Мартина Скорсезе о группе Rolling Stones.