Пулитцеровская премия знаменита вовсе не своей финансовой составляющей – лауреаты получают по нынешним меркам сущие гроши, $10 тыс., — и даже не своей бесспорной престижностью. Главное – она служит безошибочным индикатором, позволяющим ответить на весьма насущный, в общем-то, вопрос – что интересует Америку. Посмотрим, как на него ответили в этом году.
Председатель жюри Сиг Гисслер, бывший редактор «Милвауки Джорнал» и профессор Школы журналистики Колумбийского университета, на пресс-конференции в родном университете сначала пожаловался, но потом все-таки похвастался: «Несмотря на грустные размышления о том, куда идет современная журналистика, все отмеченные нами работы являются высочайшими образцами журналистского мастерства».
А потом объявил вердикт – главную премию, золотую медаль в номинации «За служение обществу» получила газета Washington Post.
Награду своему изданию принесли две журналистки — Дана Прист и Анна Халл в компании с фотографом Майклом да Чайли. Именно эта команда сделала серию репортажей о плохом лечении вернувшихся из Ирака американских солдат в госпитале Walter Reed в Вашингтоне. Рассказы о мышах и тараканах, которыми кишел госпиталь, и многомесячных ожиданиях ветеранами компенсации по инвалидности вызвали бурю негодования в стране. В результате без работы остались сначала руководитель медицинского центра генерал-майор Джордж Вейтман, затем главный врач армии США генерал-лейтенант Кевин Кайли (возглавлявший Walter Reed тремя годами ранее), а потом и министр армии США Фрэнсис Харви, а в стране началась реформа медицинской поддержки ветеранов войны.
Газета Washington Post вообще стала героиней этого года – она победила в шести номинациях из 15 «журналистских». Кроме главного приза, она взяла номинации «срочная новость» — за оперативное освещение убийства 32 человек в Технологическом университете Вирджинии. В номинации «лучший международный репортаж» премию получил сотрудник газеты Стив Файнару за серию публикаций о частных охранных фирмах в Ираке – и обошел, между прочим, своего коллегу из Wall Street Journal с серией публикаций о демонтаже демократии при президенте Владимире Путине в России. Колумнист Washington Post Стивен Перлстайн взял премию за «исследование экономических бед страны с мастерской ясностью», корреспонденты Джо Бекер и Бартон Геллман стали лауреатами номинации «лучший репортаж о национальной политике» за статьи о механизмах влияния вице-президента Дика Чейни.
Наконец, последнюю награду газете принес нашумевший очерк о том, что в современном мире именно место красит человека.
Они поставили играть в переходе метро музыканта мирового уровня, лучшего скрипача США Джошуа Белла, который в итоге за часовое выступление получил жалкие гроши (32 доллара 17 центов) от тех самых людей, которые готовы платить бешеные деньги, лишь бы попасть на его концерт.
В общем итоге Washington Post лишь одну награду не дотянул до абсолютного рекорда – «чемпионом по Пулитцеровским премиям» остается New York Times, получившая семь наград в 2002 году.
Премия за журналистское расследование поделили два номинанта — газеты: New York Times — за публикации вредоносности импортируемых из Китая лекарств и других товаров, и Chicago Tribune — за раскрытие проблемы низких нормативов безопасности игрушек и других детских товаров. Лучшим фоторепортажем признан снимок агентства Reuters, на котором изображен японский фотограф, убитый во время волнений в Мьянме в прошлом году. Без лауреата осталась номинация на лучшую редакционную статью – жюри решило никому ее не присуждать, что, впрочем, в истории Пулитцеровской премии не редкость.
Пулитцеровскую премию «За особые заслуги» получил певец и музыкант Боб Дилан.
Он награжден «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы». Уже третий год подряд в этой номинации побеждают музыканты — в 2006 и 2007 годах премию за особые заслуги получали джазмены Джон Колтрейн и Телониус Монк (посмертно).
В целом же можно констатировать, что Америка нынче озабочена собой и собственными проблемами – даже путинский тоталитаризм ее не впечатлил. И это не может не радовать.