На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Шарики за ролики

Современный танец на «Золотой маске»

«Песни Комитаса», «После вовлеченности» и «То, что я никому не сказал» — названия трех спектаклей современного танца, показанных в рамках фестиваля «Золотая маска».

Современный танец на «Маске» всегда вызывает гамму эмоций. С одной стороны, надеешься на качество — поскольку человеку свойственно надеяться. С другой стороны, ничего особенного не ждешь: известно, что мысль постановщиков который год буксует. Задача перед российским современным танцем стоит неимоверная: надо перескочить через целую эпоху, из классического балета XIX века сразу в XXI. При этом выйти из узкого круга почитателей, привлечь широкую аудиторию. И сделать это так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Но что наш танец может предложить? Он формируется в эпоху глобализма и обуреваем теми же проблемами, что все мировое искусство.

Тут уместно вспомнить американскую писательницу Сьюзен Зонтаг, которая поставила диагноз современным творцам: «разум… кажется, только затем и выходит за свои пределы, чтобы оцепенеть и сдаться перед сложностью собственных посылок».

Проект екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» оказался именно таким, что есть констатация факта, а не критика: уральская компания изначально (и вполне справедливо) вызывала особенный интерес. Глава коллектива Татьяна Баганова — многократный лауреат «Золотой маски». Ее постановки окрестили «декоративными сказками». «После вовлеченности» тоже сказка, типичный для Багановой союз нутряного и эстетского, медленный под звуковые опыты мистика Гурджиева и быстрый под группу «Вечерние посиделки анархистов». По умению двигаться «Провинциалы», безусловно, лучшая современная труппа «Маски». Их кинетика варьируется от иронического подражания мещанским кадрилям до обезьяньих прыжков по стенам.

Стены, а также воздушные шары и женские распущенные волосы — три черепахи, на которых держится это мироздание.

Оно называется «как встретился мужчина с женщиной и что вышло». У кого-то, судя по танцу, личная жизнь бурлит, у других — уныло влачится. Есть танцы-зачатия, танцы-беременности и танцы-роды. И вообще, тема необъятная, что удобно для развертывания метафор. Каких именно — домысливают зрители, наблюдая, как Баганова сплетает пластику с инсталляциями — посыпает героев мукой, надувает шары пылесосами… Когда самая большая сфера сникает и на свет вылезает корявый растрепанный ангел, вспоминаешь «гарик» Игоря Губермана — про то, как девушка до свадьбы была «фея и гурия», а после свадьбы — «ведьма и фурия»…

«Песни Комитаса» глядят в иную сторону. Экспертов «Маски» спектакль, без сомнения, пленил программной серьезностью. А что? Эксперты тоже люди. Они устали от потока «чернухи» и холодной концепции, захлестнувших российские подмостки. Захотелось глубины и теплоты. Продукция питерской труппы Натальи Каспаровой посвящена великому армянину Согомону Согомоняну, известному как Комитас. Он был архимандритом, духовным лицом, и одновременно композитором, дирижером, певцом и педагогом, собирал фольклор. Не в силах пережить армянский геноцид 1915 года, Комитас сошел с ума и умер в Париже.

Спектакль по его и народной музыке жаждет передать чувство «корней», которое звучит в игре на дудуке.

Опус чрезвычайно скорбный, с редкими улыбками на лицах одетых в черное танцовщиков. Не зная армянского языка, невозможно понять, о чем поет красивое сопрано: о любви? о родине? о смерти? Для колоритности носят реквизит: блюда с дарами родной земли, горящие на головах исполнителей свечи, хлеб-лаваш, измазанный кровью, и кувшины с водой, из которых женщины поливают голые мужские ноги. Хореография переходит в демонстрацию трудовых крестьянских ритуалов. Наталья Каспарова не может сложить эпизоды в целое и перебарщивает с благоговением, что, по извечному коварству художественной формы, производит эффект, обратный задуманному. Да и танец однообразен: сплошные перекидывания тел со спины на спину и катания по полу. В конце женщины берут мужчин на руки, как младенцев, и кормят их грудью.

Один из российских спектаклей современного танца создан иностранцем, израильско-голландским хореографом Итциком Галили, в пермской труппе Евгения Панфилова.

Казалось бы, как просто.

Берется классическая музыка — Гендель, Моцарт, Вивальди, Сати. На нее ставится бессюжетный 20-минутный балетик. Но за минуты хореограф говорит больше, чем многие его коллеги за часы. Он просто двигает человеческие тела в лучах локального света, на наших глазах вылепливая соразмерность. Танцовщики выходят в движение из позы роденовского «Мыслителя» и, мешая синкопы с арабесками, как бы расталкивают танцем изначальную темноту пространства. Номинантка «Маски» на лучшую женскую роль в балете Мария Тихонова завершает балет задумчивым соло, изображая одинокий голос человека. И, если б не трудности труппы с освоением техник западного «модерн-данса», мы б поверили, что красота и впрямь спасет мир.

Танцевальная программа «Золотой маски» понемногу бредет к финалу.

11 апреля сыграют «Безнадежные игры» — опус «До-театра», базирующегося в Питере и Ахене. Еще одно, последнее сказанье — 14 апреля, когда покажут «Кармен. Этюды» Аллы Сигаловой. Как и продукция «До-театра», это не совсем танец, вернее, танец не для танцовщиков. В «Безнадежных играх» некие грустные бродяги осваивают вещи, забытые на заброшенной железнодорожной станции. В «Кармен» студенты Школы-студии МХАТ демонстрируют навыки в сценическом движении, полученные за годы учебы. «Игры» с помощью черного юмора выявляют призрачное состояние разума, называемое обычно «поиском смысла жизни». Персонажи Сигаловой ничего рационального не ищут, а, наоборот, купаются в океане подсознательных эмоций. Оба проекта хороши тем, что прокладывают нетривиальные пути: и клоунада, и движения драматического артиста могут стать компасом, по которому современный танец, поплутав в заросшем творческом кустарнике, сможет выйти на какую-нибудь магистральную дорогу.

Новости и материалы
«Далека от хорошей»: новый тренер Костылевой о состоянии фигуристки
Лукашенко привез Путину обещанный подарок
Дело возбудили против жительницы Красноярского края, державшей сына в грязи и мусоре
«Козел я»: российский фигурист о седьмом месте на ЧР
Песков рассказал о зарубежных визитах Путина в 2026 году
Гуменник назвал золото чемпионата России не самой ценной медалью
«Кошелек» Зеленского обнаружили в Израиле
В Госдуме предложили пересмотреть лимит на подарки учителям
Макрон заявил, что подарит Франции новый авианосец
Лидеры России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии пообщались «на ногах»
Гуменник впервые в карьере завоевал золото чемпионата России
США в рамках блокады Трампа перехватили у берегов Венесуэлы третий танкер
Лукашенко назвал страну, к которой перейдет председательство в ЕАЭС в следующем году
Мужчина расторг помолвку из-за аппетита невесты
Apple придумала, как улучшить ночную фотосъемку
Бывшая жена Паши Техника похвасталась достижениями сына рэпера
Умерла первая переводчица «Хоббита» Толкина на русский язык
Глушаков назвал кандидатов на роль главного тренера «Спартака»
Все новости
Мусорные котики и фейковые эксперты: как ИИ убивает нормальный интернет
Теперь вы знаете