Не так давно Sotheby's продавал в Лондоне произведения современных российских авторов (напомним, выручка тогда составила больше $8 миллионов). Апрельские торги, устраиваемые этим же аукционным домом в Нью-Йорке 15–16 апреля, упомянутую цифру планируют намного превзойти. Удивляться не приходится: современное искусство, конечно, стоит немалых денег, но когда подтянута «тяжелая артиллерия» в виде Айвазовского, Шишкина и Куинджи, да еще пущены в дело «фугасы» вроде икон дома Романовых и ювелирки с клеймом Карла Фаберже – ценовые рекорды падают, как подкошенные.
За одно только полотно Архипа Куинджи «Березовая роща» аукционисты намерены получить $2–3 млн.
Столько же ожидают выручить и за парные картины Ивана Айвазовского «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи». Остальные десятки лотов оцениваются пока подешевле, но, во-первых, у этого «подешевле» с нулями тоже все в порядке, а во-вторых, неизвестно, сколь азартная публика соберется на аукционе. Могут в такой раж войти, что перекроют все прогнозы.
Зазывать коллекционеров и подогревать интерес аукционисты начинают, естественно, загодя. Для того и привозят предаукционные выставки в места скопления потенциальных покупателей. В ГИМе сейчас представлены далеко не все лоты будущих торгов (достаточно сказать, что каталог состоит из трех томов – с таким количеством экспонатов через океан не наездишься), зато фигурируют некоторые из хитов.
Особый пиар-акцент сделан на упомянутую выше пару картин Айвазовского, с которой связана история отношений между Россией и Соединенными Штатами.
Сюжеты обоих полотен навеяны гуманитарной помощью, оказанной правительством США во время российского голода 1890-х годов. Растроганный художник изобразил, как янки прибывают с продовольственным грузом к нам на рейд, а потом раздают пищу нуждающимся, размахивая звездно-полосатым флагом. Айвазовский подарил эти картины вашингтонской галерее Corcoran, а через семь десятков лет они всплыли в неожиданном контексте: супруга тогдашнего американского президента Жаклин Кеннеди отобрала их для выставки в Белом Доме, где ее муж принимал Никиту Сергеевича Хрущева.
Как вышло, что столь знаменательные опусы пущены теперь с молотка, история умалчивает, но «биография» их должна сыграть свою роль в привлечении клиентов.
Работ Айвазовского на апрельском аукционе будет несколько, а вот кисти Куинджи – лишь одна. Зато обладающая серьезными эстетическими достоинствами. Первый вариант «Березовой рощи» хранится в Третьяковке, другой – в Белорусском художественном музее, а этот вот ищет теперь хозяина. Отдадут в хорошие руки, но задорого. Когда-то киевский сахарозаводчик Терещенко выложил за пейзаж семь тысяч рублей. Нынешнему претенденту вещь обойдется явно дороже, по какому курсу не пересчитывай.
Пару миллионов долларов аукционисты хотели бы получить и за картину Шишкина «В лесу». Вообще-то Шишкин как Шишкин, ничего сверхординарного, но бренд этот дорожает сам по себе, так что цены на лесные пейзажи будут расти и дальше, независимо от их шедевральности. Отметим также любопытную работу Михаила Ларионова «Две купальщицы с птицей» – это как раз тот случай, когда продается не только имя, но и симпатичное произведение. Еще среди топ-лотов значится «Автопортрет с карнавальной фигурой» Бориса Анисфельда – вещь довольно загадочная по сюжету. Впрочем, у Анисфельда мистики всегда хватало. А вот Николай Рерих представлен своим догималайским периодом, так что тяга его к сверхъестественному здесь еще не получила полного выражения.
Свою долю прибыли должны принести и современные работы (если пользоваться терминологией аукционистов – произведения послевоенного и актуального искусства).
Скорее всего, главная ставка делается на картину «У костра – Эрик Булатов» кисти Олега Васильева. На недавнем лондонском аукционе цена на другое его полотно лишь немного не дотянула до миллиона долларов, и теперь Sotheby's наверняка предвкушает нечто подобное. В принципе, нью-йоркский набор контемпорари-арта по именам вполне похож на лондонский, но всегда есть место неожиданностям – в первую очередь, финансовым. Поэтому относительно скромные эстимейты (предварительные оценки) современных произведений еще ни о чем не говорят. Скакнут ли вверх цены на прикладное и церковное искусство, тоже пока неизвестно. Упомянутые выше иконы из царской семьи в Москву не приехали, как и редкая чаша в виде раковины из мастерской Фаберже. Впрочем, прежняя практика показывает, что подобный репертуар расхватывается охотно и с превышением прогнозов.