Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Жаклин Кеннеди как промоутер Айвазовского

Sotheby's в Историческом музее

Выставки знаменитых аукционных домов приезжают в Москву едва ли не ежемесячно. На этот раз в залах Исторического музея Sotheby's рекламирует свои нью-йоркские торги, которые состоятся в апреле. Предмет все тот же – русское искусство.

Не так давно Sotheby's продавал в Лондоне произведения современных российских авторов (напомним, выручка тогда составила больше $8 миллионов). Апрельские торги, устраиваемые этим же аукционным домом в Нью-Йорке 15–16 апреля, упомянутую цифру планируют намного превзойти. Удивляться не приходится: современное искусство, конечно, стоит немалых денег, но когда подтянута «тяжелая артиллерия» в виде Айвазовского, Шишкина и Куинджи, да еще пущены в дело «фугасы» вроде икон дома Романовых и ювелирки с клеймом Карла Фаберже – ценовые рекорды падают, как подкошенные.

За одно только полотно Архипа Куинджи «Березовая роща» аукционисты намерены получить $2–3 млн.

Столько же ожидают выручить и за парные картины Ивана Айвазовского «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи». Остальные десятки лотов оцениваются пока подешевле, но, во-первых, у этого «подешевле» с нулями тоже все в порядке, а во-вторых, неизвестно, сколь азартная публика соберется на аукционе. Могут в такой раж войти, что перекроют все прогнозы.

Зазывать коллекционеров и подогревать интерес аукционисты начинают, естественно, загодя. Для того и привозят предаукционные выставки в места скопления потенциальных покупателей. В ГИМе сейчас представлены далеко не все лоты будущих торгов (достаточно сказать, что каталог состоит из трех томов – с таким количеством экспонатов через океан не наездишься), зато фигурируют некоторые из хитов.

Особый пиар-акцент сделан на упомянутую выше пару картин Айвазовского, с которой связана история отношений между Россией и Соединенными Штатами.

Сюжеты обоих полотен навеяны гуманитарной помощью, оказанной правительством США во время российского голода 1890-х годов. Растроганный художник изобразил, как янки прибывают с продовольственным грузом к нам на рейд, а потом раздают пищу нуждающимся, размахивая звездно-полосатым флагом. Айвазовский подарил эти картины вашингтонской галерее Corcoran, а через семь десятков лет они всплыли в неожиданном контексте: супруга тогдашнего американского президента Жаклин Кеннеди отобрала их для выставки в Белом Доме, где ее муж принимал Никиту Сергеевича Хрущева.

Как вышло, что столь знаменательные опусы пущены теперь с молотка, история умалчивает, но «биография» их должна сыграть свою роль в привлечении клиентов.

Работ Айвазовского на апрельском аукционе будет несколько, а вот кисти Куинджи – лишь одна. Зато обладающая серьезными эстетическими достоинствами. Первый вариант «Березовой рощи» хранится в Третьяковке, другой – в Белорусском художественном музее, а этот вот ищет теперь хозяина. Отдадут в хорошие руки, но задорого. Когда-то киевский сахарозаводчик Терещенко выложил за пейзаж семь тысяч рублей. Нынешнему претенденту вещь обойдется явно дороже, по какому курсу не пересчитывай.

Пару миллионов долларов аукционисты хотели бы получить и за картину Шишкина «В лесу». Вообще-то Шишкин как Шишкин, ничего сверхординарного, но бренд этот дорожает сам по себе, так что цены на лесные пейзажи будут расти и дальше, независимо от их шедевральности. Отметим также любопытную работу Михаила Ларионова «Две купальщицы с птицей» – это как раз тот случай, когда продается не только имя, но и симпатичное произведение. Еще среди топ-лотов значится «Автопортрет с карнавальной фигурой» Бориса Анисфельда – вещь довольно загадочная по сюжету. Впрочем, у Анисфельда мистики всегда хватало. А вот Николай Рерих представлен своим догималайским периодом, так что тяга его к сверхъестественному здесь еще не получила полного выражения.

Свою долю прибыли должны принести и современные работы (если пользоваться терминологией аукционистов – произведения послевоенного и актуального искусства).

Скорее всего, главная ставка делается на картину «У костра – Эрик Булатов» кисти Олега Васильева. На недавнем лондонском аукционе цена на другое его полотно лишь немного не дотянула до миллиона долларов, и теперь Sotheby's наверняка предвкушает нечто подобное. В принципе, нью-йоркский набор контемпорари-арта по именам вполне похож на лондонский, но всегда есть место неожиданностям – в первую очередь, финансовым. Поэтому относительно скромные эстимейты (предварительные оценки) современных произведений еще ни о чем не говорят. Скакнут ли вверх цены на прикладное и церковное искусство, тоже пока неизвестно. Упомянутые выше иконы из царской семьи в Москву не приехали, как и редкая чаша в виде раковины из мастерской Фаберже. Впрочем, прежняя практика показывает, что подобный репертуар расхватывается охотно и с превышением прогнозов.

Новости и материалы
Минэк увидел избыточные эмоции на валютном рынке
Алена Апина заявила, что не может обойтись без Ивановой на перспективных концертах
Ученые создали первую глобальную карту зон климатической опасности
Медведев объяснил, почему Россия предупредила США о пуске «Орешника»
В миссии РФ в ООН заявили, что Украина «не вняла» предупреждениям после удара «Орешником»
Стало известно, в каких странах Honda, Nissan и Mitsubishi потеряли рынок
Байден предварительно одобрил продажу оружия Израилю на $680 млн
Медведев высказался об ударах по территории России
Жителей канадского города удивил олень в светоотражающей жилетке
Суд избрал меру пресечения министру транспорта Ростовской области
Барецкий решил возродить «Ласковый май»
Воздушную тревогу объявили в Севастополе
Двое пьяных покупателей устроили поножовщину в тюменском магазине
Из окна томской многоэтажки выпал четырехлетний ребенок
Мосгорсуд утвердил штраф Ивлеевой за дискредитацию армии
Медведев высказался о пороге использования ядерного оружия в доктрине РФ
Медведев заявил об изменении хода СВО после пуска «Орешника»
Стало известно, как старение повышает риск развития рака
Все новости