Самым блестящим — в буквальном смысле — экспонатом выставки стал знак ордена Андрея Первозванного: высшая российская награда заключена в огромную (9 на 13 см) брошь, сплошь усыпанную бриллиантами. Этот знак андреевского ордена носили на шее, и блеск, исходящий от его 43 каратов бриллиантов, настолько интенсивный, что зрительно увеличивает его размеры.
Начало истории этой ослепительной награды внесено в анналы царского дома Романовых. Император Александр I наградил ею своего зятя, герцога Георга Ольденбургского (1784–1812 годы). А в конце ХIХ века этот драгоценный андреевский крест вернулся в царствующую династию, судя по надписи на его тыльной стороне, которая гласит:
«Императрица Мария Феодоровна соблаговолила носить этот знак 26 ноября 1890 года».
Судьба почетного украшения после революции плохо известна, вновь он всплывает только в 1980 году на аукционе Christie's. Тогда его приобрел один из крупнейших европейских коллекционеров-фалеристов. В этом году он решил расстаться с русской частью своей коллекции: на продажу им выставлены также и другие знаки высоких русских орденов (Анны, Владимира, Станислава), многие из которых сохранились в оригинальной коробке.
Необычайная история и красота драгоценного андреевского знака обусловила его небывалую оценку в 400–600 тысяч фунтов ($0,8–1,2 млн).
По мнению эксперта Рози Иннес Кер, его место — в сокровищнице Кремля, а наиболее вероятным потенциальным покупателем считают российское государство.
Если русские награды были выставлены особняком, в маленькой побочной нише, то самые дорогие лоты экспозиции заняли центральные стратегические места. Декоративный, исполненный бодрящими цветами «Натюрморт с дыней, виноградом и синим всадником» Натальи Гончаровой оценен в 2–3 млн фунтов. В нем четко видны «кубистические» вкусы художницы. В 1913 году картина была подарена знаменитому поэту авангардисту (и кубисту) Аполлинеру, посетившему ее парижскую выставку. В семье поэта она хранилась многие десятилетия, а теперь с ней решил расстаться один французский коллекционер. Другой «миллионной» картиной оказался «Натюрморт с персиками и красными цветами» той же Гончаровой (эстимейт 1–1,5 млн фунтов).
Из 29 экспонатов выставки большая часть приходится на произведения первой половины прошлого века, хотя наличествуют почти все значимые эпохи русского искусства — от брюлловских подражателей до современного русского искусства, представленного небольшой картиной Вайсберга.
Что касается направленности выбора художников, выставленых в залах Sotheby`s в Париже, она соответствует интересам «французских» русских; поэтому здесь представлены в основном художники, эмигрировавшие во Францию или поддерживавшие с этой страной тесные связи: Коровин, Серебрякова, Анненков, Ларионов, скульптор Трубецкой.
Нужно подчеркнуть, что уже сам парижский показ важных лотов будущих русских торгов в Лондоне примечателен как факт: предаукционная выставка, посвященная исключительно русскому искусству, была устроена в Париже впервые.
Она стала событием, констатирующим повышение статуса русского искусства в международных сделках: произведения русских художников формируют теперь самостоятельную отрасль на рынке искусства. Глава отдела русского искусства Sotheby's Джоанна Викери считает, что интерес к русскому искусству в мире стремительно растет; прямым следствием этого роста могут стать торги, специализированные на русской графике.
По русской речи, которая с непривычной регулярностью звучала в залах Sotheby`s во время показа-приема, можно было легко догадаться, что именно русские, россияне или европейцы, приобретут большую часть выставленных на торгах работ.
Через месяц Sotheby`s представит в Москве другую выставку из лотов июньских лондонских торгов, но экспонаты ее существенно изменятся: выбор остановится на картинах, которые более созвучны вкусам российских русских. После Москвы выставка отправится в Киев.