Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Пять номинаций младенцу в проруби

Опера «Енуфа»

На сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко Мариинка представила «Енуфу» — соискателя «Золотых масок» во множестве номинаций: лучший оперный спектакль, работа художника, работа режиссера в опере и дважды за женскую роль в опере.

Как и предыдущий мариинский номинант — «Электра», опера чешского композитора Леоша Яначека «Енуфа» была написана на рубеже XIX и XX веков. Отсюда экспрессионизм (здесь — круто замешанный на моравском фольклоре), тот же интерес к психологизму и то же предощущение грядущих катастроф

Никогда не покидавшая европейскую оперную сцену, «Енуфа» вот уже более полувека не украшала репертуар российских театров (Яначека знают у нас по «Средству Макропулоса» и «Кате Кабановой» — чешскому варианту «Грозы» Островского). На сцене Мариинки она впервые поставлена 23-летним режиссером Василием Бархатовым, еще студентом сделавшим своего первого Яначека — «Дневник исчезнувшего» в «Геликон-опере», и художником Зиновием Марголиным, «нарисовавшим» такие Мариинские хиты, как «Нос» и «Тристан и Изольда».

Отбросив последующие корректуры и вариации, создатели спектакля решили припасть к первоисточнику — оригинальному либретто, написанному самим композитором по пьесе «Ее падчерица» чешской писательницы Габриэлы Прейсовой — современницы Яначека. Социально-бытовая драма, без внешних высокотрагедийных амбиций, без ходульных опереточных злодеев и накала театральных страстей, считывается, как пронзительный документ, с достоверностью кинохроники. В «Енуфе» нет ни одной шлягерной мелодии, но при этом музыка настолько органично идет за текстом и смыслом, что играет роль окрашивающей разговор интонации. «Опера — это жизнь души», — говорит Борис Покровский.

И Бархатов ставит музыкальный документ об аутентичной человеческой натуре.

А Зиновий Марголин подчеркивает натурализм среды и ее обитателей натуральными материалами: на сцене дерево, песок, вода, холст. Декорации монохромны, оттенки от льняного до матово-шоколадного, яркими пятнами иногда становятся васильковое платье Енуфы, еще пребывающей в весеннем настроении, или алое одеяльце убиенного младенца. В проламывающий пространство перевернутый усеченный конус, как в воронку, всасывается замкнутый мир деревушки, жизнь которой, как застоявшаяся вода, скрыта ряской табу и предрассудков над плотными зарослями родственных связей. Над этим двором-«болотом» ведущие в пустоту мостки (ассоциация с близостью реки, где свершится трагедия) и нависающая зловещим роком громадная изба-мельница. В этом ограниченном бытом и домостроем мирке действуют его собственные жертвы, вызывающие едва ли не одинаковое сочувствие и понимание у человека сегодняшнего.

Между тем в основе сюжета стория, леденящая кровь. Девушка Енуфа любит беспутного шармера Штеву (пьяницу и бабника, однако готового жениться на любимой, хотя уже и обесчещенной). Енуфу любит сводный Штевин брат, добропорядочный увалень Лаца (страстный финский тенор Йорма Сильвасти не попал в номинанты просто каким-то чудом), что не мешает ему в порыве ревности порезать любимой лицо ножом. Ситуацию контролирует мачеха Енуфы Костельничка, много претерпевшая от замужества с дядей Штевы, таким же беспутным пьяницей; она ставит условием замужества падчерицы испытательный срок — год без пьянства для Штевы.

Но первый парень на деревне привычкам изменять не собирается, невеста с порезанным лицом для него уже не так привлекательна, и он легко находит себе новую невесту.

Енуфе удается скрыть от добропорядочных односельчан рождение ребенка, Штеву мучают угрызения совести, но у него теперь новая жизнь, зато Лаца готов все простить. Однако ответственной мачехе Костельничке ребенок представляется вероятным препятствием к замужеству падчерицы, и она, спасая ее доброе имя (а может, мстя роду ненавистного мужа), тайно топит младенца в проруби. Преступление раскрывается, а вместе с ним — вся история тайной любви. Костельничка убивается в раскаянии, невеста отказывает Штеве, Енуфа прощает мачехе и в порыве благодарности соединяется с Лацей.

Лариса Гоголевская, два года назад уже получавшая «Маску», за вагнеровскую Изольду и номинирующаяся в этом году еще и за Электру, в роли Костельнички, безусловно, лучшая.

Предыдущая история Костельнички, амбивалентность этой нетипичной мачехи, пропасть, в которую она себя ввергает (это одновременно и убийство, и самопожертвование), делают эту роль чрезвычайно выигрышной. Тем более для драматического дарования и необычайного трагического сопрано Ларисы Гоголевской. Енуфа (Ирина Матаева) прозрачностью своей партии, психологической неподготовленностью к трагедии ярко контрастирует с отягощенной опытом кошмара Костельничкой. Оркестр, в этот вечер дирижируемый Михаилом Агрестом, был в удивительно проникновенном настроении и мастерски деликатен по отношению к вокалу.

Василий Бархатов поставил «Енуфу», ничего не осовременивая и избегая внешних эффектов: многочисленные подробности быта моравской деревни и живые проявления человеческих темпераментов (вроде битья бокалов об избу или угощения сахарком, неаккуратно рассыпаемым былыми квадратиками по полу) не отвлекают от музыки, а лишь добавляют достоверности атмосфере. Никаких жирных красок, несколько заретушированные акценты и кульминации — замечательная возможность прислушаться к внутреннему психологизму драмы и сверить свое ощущение от происходящего с музыкой Леоша Яначека. И, хотя конкуренция на «Золотой маске» по части оперы в этом году очень сильна, эта образцовая постановка современной оперы столетней данности заслуживает особого внимания.

Новости и материалы
Правительство выделило более 1 млрд рублей для ЛНР
Песков объяснил, почему США приняли решение проигнорировать сигнал Путина
Средства ПВО за сутки сбили более 40 украинских беспилотников над российскими регионами
МВД Грузии пригрозило оппозиции
Жена Бибера снялась в топе и шортах спустя три месяца после родов
Зеленский призвал дать Украине больше ПВО
Звезде «Семнадцати мгновений весны» потребовалась экстренная помощь врачей
42-летняя Наталья Подольская показала фигуру в блестящем мини-платье
В Барнауле горит склад с емкостями для легковоспламеняющихся жидкостей
В Смоленской области более 100 сел оказались обесточены из-за снегопада
Массовое столкновение россиян за рулем из-за гололедицы попало на видео
Собаку-поводыря ударило током в новосибирском троллейбусе
Медведев предостерег Запад от попыток дать Украине ядерное оружие
Ягудин и Плющенко помирились
Особенная дочь Хакамады снялась с Малаховым: «Машин герой»
Звезды ЧБД поставили гонорар в 1,5 млн рублей
Бойцы ВСУ попали в огневой мешок под Купянском
Военный эксперт раскрыл смысл уведомления США о пуске «Орешника»
Все новости