Специфика салона сложилась одновременно с его появлением 11 лет назад. За устройство мероприятия взялась Международная конфедерация союзов художников (МКСХ), чьей основной миссией было правопреемствовать Союзу художников СССР, к тому времени уже давно почившему в бозе. Соответственно, свои квоты на участие в салоне получили все члены МКСХ, то бишь творческие союзы стран СНГ и Балтии. Так и повелось с тех пор, что каждую весну в ЦДХ устраивается парад бывших советских республик, за которым тянется длинный коммерческий обоз из галерей и отдельных авторов. Площади распределяются следующим образом: на втором этаже сконцентрированы представительства творческих союзов и примыкающие к ним спецпроекты (условно назовем это зоной высокого искусства), а на периферии идет торговля чем угодно.
За сей побочный репертуар салону периодически достается от прессы, но надо же на чем-то зарабатывать. Ибо в зоне высокого искусства большей частью царит благотворительность.
Участвовать в нынешнем салоне изъявили желание все члены МКСХ, но не всем это удалось в полной мере. Коррективы, по обыкновению, внесла таможня. Киевлянам завернули ту часть их проекта, в которой должны были фигурировать объемистые скульптуры из лозы. А Союз художников Литвы и вовсе не смог преодолеть наши священные рубежи, в связи с чем в экспозиции зияет многозначительная пустота. Подобные случаи происходят ежегодно, остается лишь гадать, на кого в следующий раз укажет пограничная рулетка. Впрочем, сейчас салон заполучил себе влиятельного союзника в лице Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ, в правление которого входят министры культуры семи государств. Глядишь, чему-нибудь этот альянс и поспособствует.
Салон «ЦДХ-2008» получил подзаголовок «Мир художника», что подразумевает не столько таинственное содержимое чьих-то черепных коробок, сколько тему конкретной выставки.
Десятки портретов и автопортретов должны поведать о том, как художники воспринимают самих себя и коллег по профессии. Честно говоря, внятного высказывания не получилось, хотя присутствует целый ряд замечательных произведений (упомянем хотя бы автопортреты Виктора Попкова и Ксении Нечитайло). Не преминул продемонстрировать публике свой бронзовый лик Зураб Церетели: маэстро изобразил себя в момент творческого вдохновения. Вероятно, в силу личной скромности маэстро представил именно этот вариант вместо того, который репродуцирован в каталоге: тот рельеф выглядел чересчур уж пафосным. Словом, раздел «Портрет художника» вышел довольно эклектичным – как обычно и бывает, когда нет концепции, а есть набор имен, о которых устроителям не следует забывать в подобных случаях.
Тот самый «всесоюзный смотр» оставляет двоякое впечатление – тоже по обыкновению.
Когда начальство «на местах» проявляет выдумку и действительно желает блеснуть в Москве талантливыми авторами, получается прилично. А как только вступает в действие номенклатурный или клановый подход, так и результат соответствующий. Пожалуй, главная проблема салона состоит все-таки не в устаревшем принципе показа (в конце концов, реальные процессы на просторах СНГ ничуть не менее любопытны, чем где-нибудь в дальнем зарубежье), а в бюрократической схеме. Из-за нее репертуар усредняется, из года в год нередко фигурируют одни и те же персонажи, а звучание «национальных стендов» диктуется вкусом руководства.
Из-за всего этого салону трудно рассчитывать на прорыв – он обречен оставаться зрелищем, где любое интересное явление обязательно «уравновесится» очередным художественным штампом. Хотя теоретические возможности что-то изменить существуют: это едва ли не единственная ярмарка в Москве, на которой присутствует такое количество некоммерческих проектов. Нужна лишь воля, чтобы направить процесс в оригинальное русло. Но, похоже, никто ни с кем конфликтовать по этому поводу не станет. Дружба народов важнее.