Сегодня в 57-м павильоне открывается ХI национальная выставка-ярмарка «Книги России» — в просторечье «весенняя книжная ярмарка». Пресс-релиз, как обычно, пестрит цифрами: «Свыше 100 000 наименований книг на различных языках народов Российской Федерации», «более 600 участников», «более 80 регионов России», «12 тыс. кв. метров выставочной площади».
Цифры впечатляют. Первые года три. Но когда они повторяются не первую пятилетку, становится скучно. Но бросить камень в организаторов рука не поднимается: кроме цифр, больше им писать не о чем. В самом прямом смысле слова — положа руку на сердце, не будет на этой ярмарке ничего интересного. Записные книголюбы, конечно же, напишут что-нибудь вроде «Хотя весенняя книжная ярмарка не такая большая и роскошная, как сентябрьский форум, и не такая «умная», как Non/fiction, сходить на нее все-таки стоит…». И даже отлипнут от офисного кресла и съездят на ВВЦ, но уже больше так, по привычке.
«Для фана», ничего особенно не ожидая.
В этом году даже издательства впервые перестали рассылать пресс-релизы о своих «выставочно-ярмарочных» программах. Ни сообщений о приуроченных к ярмарке книжных новинках, ни зазываний на «встречи с авторами» — ничего. Да и то сказать — ну сколько уже можно вопить ярмарочным зазывалой, приглашая на встречу «с экстрасенсом-целителем» Аланом Чумаком, автором книги «Тем, кто верит в чудо», или на презентацию «первых 7 томов 20-томной энциклопедии «Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа»? Дмитрий Емец, Мария Семенова и Владимир Соловьев в качестве властителей дум поднадоели даже самым преданным поклонникам, а других писателей для вас у издательств нет.
Впрочем, нет, есть одно исключение. Издательство «Алгоритм», которое уже совершенно затретировали на других книжных ярмарках за «сеющую национальную рознь националистическую и антисемитскую литературу», получив наконец доступ в книжные ряды, разнесло информацию о своих планах максимально широко. Ретранслируем: будет представлен труд американского историка Гровера Ферра «Антисталинская подлость», нам расскажут о политической подоплеке выхода на экраны фильма «Катынь» польского режиссера Анджея Вайды, презентуют книги «Оболганная империя», «Председатель КГБ Юрий Андропов» и «Дорогой Леонид Ильич», проведут встречу с писателем Валентином Григорьевичем Распутиным.
Здесь хоть какая-то борьба и движуха, а у всех остальных — тоска смертная.
Даже «зарубежный гость» — и тот от ярмарки к ярмарке мельчал, и вот на сей раз нас ждет встреча с «известной хорватской писательницей и журналисткой Ведраной Рудан», издавшей в России свой скандальный роман «Ухо, горло, нож» с подзаголовком «Монолог одной вагины». А с так называемым почетным гостем ярмарки, которым обычно назначают одну из республик страны, так и вовсе случился конфуз. В этом году им должна была быть Тува, но очередную книгу мемуаров Сергея Шойгу не успели издать. Судя по всему, больше тувинским товарищам похвастаться нечем, поэтому в графе «почетный гость» пришлось ставить прочерк.
И в этой почти анекдотической истории суть всех проблем весенней книжной ярмарки.
Дело в том, что официально «Книги России» — региональная книжная ярмарка. А книжный бизнес ныне и в Москве, и Питере больше напоминает двигающегося по инерции зомби — что уж говорить о регионах, которые уже лет пять привозят в столицу одни и те же издания? Не бередите мои раны, изверги!
По большому счету, формат весенней книжной ярмарки давно и безнадежно исчерпал себя, и она стала не более чем бледной и урезанной копией осенней ММКВЯ. Да и тамошний официозный формат давно трещит под натиском «молодых и наглых» мероприятий вроде летнего книжного фестиваля, предлагающего принципиально иные формы книжных презентаций — с пивом, арт-хаусным кино, комиксами, сосисками и воплями рокеров под софитами. А на ВВЦ, как и 20 лет назад, «викторины и костюмированные представления для юных любителей книги». Веселись, мужичина.
Вот и получается, что едва ли не единственным живым мероприятием на «весенней ярмарке» осталось вручение «антиприза возмездия» под названием «Полный абзац» — самой смешной книжной премии страны, присуждаемой «за самые сомнительные достижения в области книгоиздания», проще говоря — самым плохим книгам года. Вот это да, это будет интересно. Завтра посмотрим. Совсем не сходить-то на книжную ярмарку — тоже как-то не по-людски.