В преддверии семидесятилетия Софико Чиаурели говорила: «Бог нам подарил жизнь — это великая вещь. Я не понимаю, когда говорят: вот, если бы я была молодая... Мне не хочется возвращаться назад. В жизни было столько всего — и снова это прожить? Не надо». Прожить жизнь, какую прожила Чиаурели, это и правда непросто. Кажется, ни одно слово, связанное с актрисой, не будет слишком громким. Изучив бурную жизнь актрисы, кто-то наверняка напишет любовный роман, кто-то — роман эпопею, ну а иные вроде нас с вами просто тихо и по-доброму позавидуют.
С самого рождения было очевидно, что Софико не будет обычным ребенком.
Ее отцом был Михаил Чиаурели — режиссер, фильмы которого («Клятва», «Падение Берлина») — как сейчас говорят, «байопики» — вложили весомый вклад не только в укрепление пресловутого культа личности, но и заняли важнейшее место в истории советского кино. Его женой была великая грузинская актриса Верико Анджапаридзе, которая во всем мире признана одной из лучших актрис прошлого столетия. В общем, профессиональная судьба дочки и двух сыновей прославленных деятелей искусств была очевидным образом предрешена. Софико Михайловна, однако, оказалась весьма строптивым ребенком, «да еще отбрыкивалась», как вспоминала актриса впоследствии.
Тем не менее, закончив Тбилисскую женскую среднюю школу, в 1955 году она поступает во ВГИК и выходит замуж за Георгия Шенгелая. Да, они были однокурсниками, но познакомились гораздо раньше. Шенгелая был из другой именитой семьи — актрисы Нато Вачнадзе и режиссера Николая Шенгелая. После смерти матери Анджапаридзе взялась заботиться о 14-летнем Георгии. В 1958 году у Чиаурели и Шенгелая родился первенец Николай, а через пять лет и второй сын — Александр. Рождение детей кроме радости принесло значительные неудобства: Чиаурели уже была востребованной актрисой, и по многочисленным съемочным площадкам ей приходилось ездить с детьми.
А роли молодой актрисе предлагали такие, что было не отказать.
В 1966 году ее заметил Сергей Параджанов и сразу предложил сняться в принесшем обоим славу «Цвете граната». С этого фильма начался еще один, творческий роман — Чиаурели и Параджанова. Великий режиссер боготворил актрису, называл ее своей музой и даже отказывался снимать фильмы без ее участия. Результатами этого союза кроме «Цвета граната» стали такие без преувеличения шедевры, как «Сурамская крепость» и «Ашик-Кериб».
Кинобиография Чиаурели насчитывает более ста ролей. Кажется, не было такого характера, который был бы не под силу для актрисы. Талант актрисы раскрылся в трагическом «Покаянии» Абуладзе, многие помнят ее, напротив, как яркую комическую актрису. Такой она появилась у Аллы Суриковой в ироническом детективе «Ищите женщину», а у двоюродного брата Георгия Данелия она блестяще сыграла в хите советского кинопроката — фильме «Не горюй».
Удивительно, но характеристика «актриса театра и кино» в случае Чиаурели полностью соответствует действительности — кино ни в коей мере не отняло ее у театралов.
Вот лишь некоторые роли, которые давали ей театральные режиссеры, известные мстительностью по отношению к актерам кино: Джульетта, Шуа Та в брехтовском «Добром человеке из Сечуана», Анна Каренина… Полный список можно найти в любой театральной энциклопедии.
Между тем личная жизнь актрисы не прекращала своего развития. Прожив вместе двадцать пять лет, супруги расстались - сердце Софико Михайловны покорил актер Котэ Махарадзе. С ним, как и с Шенгелая, она была знакома довольно давно, но решающую роль сыграл спектакль «Уриэль Акоста», во время работы над которым и закрутился бурный роман. Актриса не хотела оставлять семью и детей, но чувства оказались сильнее — актеры поженились. Друзья Махарадзе подарили Котэ настоящий чугунный якорь — в залог того, что знаменитый актер и донжуан остепенился. Они оказались правы: супруги прожили в мире и согласии почти четверть века. Они приняли детей друг друга как своих, а их дом, построенный на месте первого поцелуя отца и матери актрисы, до сей поры оставался одним из самых счастливых мест в Тбилиси. Здесь ставились спектакли, постоянно гостили друзья и коллеги актеров. В 2002 году известного актера и спортивного комментатора Махарадзе не стало.
В последние годы главной заботой Чиаурели, по ее же словам, стали их дети. Она продолжала работать в театре, но в кино актриса снималась редко.
В Грузии Чиаурели не забывали и любили, кажется, все. Сегодня уже выразили свои соболезнования многие российские и грузинские актеры. «С ней нельзя просто работать, с ней можно, нужно и я за счастье почитала дружить», — сказала РИА «Новости» режиссер Алла Сурикова. Теперь ее нет. Один из главных вопросов, который занимает сегодня тех, кто знал и любил актрису, — что будет с ее знаменитым домом. Ведь этот дом олицетворял, ну хорошо, не эпоху, но огромный пласт истории и культуры. Дом, который помнил Качалова и Книппер-Чехову, дом, построенный для любви и во имя любви. Чиаурели, как никто другой, понимала это и говорила открыто о том, что любовь для нее — главная ценность. Хочется верить, что с ее уходом здесь не поубавится то, ради чего актриса прожила такую сложную, но яркую жизнь.
Чиаурели на следующей неделе будет похоронена в Дидубинском пантеоне общественных деятелей Грузии рядом с супругом Котэ Махарадзе.