Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сибириада с черничным соком

Выставка Ирины Затулоской «Четвертая Сибирь»

Ермак Тимофеевич эти просторы покорил, зэки их освоили – осталось понять, что за жизнь там проистекает. Свою лепту в художественное осмысление края внесла Ирина Затуловская на выставке «Четвертая Сибирь» в галерее «Проун».

Судя по географической карте, наша Родина – почти сплошная Сибирь с небольшим европейским аппендиксом. Однако из столиц зауральские просторы видны плоховато. Где-то там, за хребтом, лежит необъятная топь, откуда пузырями выходит природный газ и бьют нефтяные фонтаны. Работники добывающих отраслей распихивают эти богатства по трубам, периодически отстреливаясь от медведей и поглядывая на небо в ожидании вертолета с запасами водки. Коренной же народец околачивает кедры, динамитом глушит белорыбицу или пересчитывает оленей, поголовье которых все равно никому не известно. Олигархи отвечают за снабжение промтоварами, шаманы – за погоду, милиционеры – за поимку беглых каторжников. Короче, живут они каким-то своим укладом, вроде не жалуются, содержимое недр поставляют исправно. Чего от них еще и хотеть-то?

Не подумайте только, будто Ирина Затуловская вопреки стереотипам берется поведать о насущных проблемах таежного края. Репортерство — совсем не ее стезя. Из любых впечатлений она формирует собственную мифологию, в которой реальность – только отправная точка. Раньше бы это назвали «миром художника», куда «погружается зритель». Сегодня терминология жестче и наукообразнее, однако Затуловская со своим «миром» ни в какие актуальные категории не вмещается. И все же производит она именно современное искусство, а что до всяческих «измов», то просто не видит необходимости ими заморачиваться. Счастливое и несколько одинокое состояние души, при котором отдельность от художественных кланов воспринимается не как вызов, а как естественное продолжение мыслей... В общем, сами знаете: «поэт, живи один» и тому подобное. Рецептура для сильных и талантливых.

Эта отдельность проявлена и на нынешней выставке, причем буквально.

Дело в том что летнее путешествие по Оби, Иртышу и Сосьве было коллективным: на теплоходе «Римский-Корсаков» плавала большая и даже интернациональная команда художников и искусствоведов. Но в работах Затуловской от компанейского духа мало что остается. Здесь их только двое: взгляд и нечто, автор и Сибирь. Зарисовки подчас выглядят этнографическими, но вестись на это не стоит. История про медведя, «который мешок порвал», или изображения шаманских масок – только видимость экспедиционного отчета. Дескать, вот такие у них нравы и обычаи, а вот так выглядят музыкальные инструменты, и вот такие варежки они носят в зимнюю стужу. Но нетрудно заметить, что все сюжеты характерно «затуловские» и складываются они вовсе не в песнь ученого акына, а в лирический эпос. Взять хотя бы листы из альбомов «Черника» и «Голубика», где все рисунки выполнены ягодным соком. Ход экстравагантный – и вместе с тем донельзя уместный. Да, не кровью нарисовано, в этом пускай актуалы упражняются. А сок сам натекает в миску, вон его сколько – чем не материал для путевых заметок?

Тот же эпос развивают и вещи, сделанные постфактум, уже в Москве.

Живопись на досках, кусках кровельного железа, на бересте и даже на коже налима не служит задачам выпендрежа. Ровно наоборот, здесь все просто – иногда пугающе просто. Отдельные зрители могут зайти в тупик: цепляет ведь, а почему – непонятно. Восхищаться принято многодетальностью, а у Затуловской, бывает, только и найдешь, что считанные мазки по фактуре. Но эта простота дорого стоит. Иной художник горы компьютерных средств привлечет, чтобы спрятать от зрителя (да и от себя самого) неумение провести одну-единственную нужную линию или положить точный мазок в надлежащее место. У Затуловской же весь метод на том и построен, чтобы каждое движение кисти приобретало смысл и значительность. Нынешний эпос мог бы оказаться и не сибирским вовсе, но будьте уверены – в таком случае он и выглядел бы по-другому. Разнился бы в деталях, которые важнее этнографических и геополитических спекуляций.

Стоит добавить, что бенефис Ирины Затуловской вскоре получит продолжение, но уже на другой площадке.

Галерея Ravenscourt обещает на открытии своего нового зала в Гагаринском переулке показать иллюстрации к «Евгению Онегину». Это не рисунки, а вышивки – если угодно, коллизии романа, увиденные глазами (и реализованные руками) какой-нибудь наблюдательной дамы. Хоть даже самой Татьяны Лариной. Впрочем, это вольное допущение. У автора наверняка имеется особое мнение на сей счет – как и по любому другому поводу.

Новости и материалы
У обезболивания во время родов нашли новый полезный эффект
Россия и Бахрейн призвали к деэскалации палестино-израильского конфликта
Стало известно будущее Заболотного в ЦСКА
Стало известно, когда Макрон рассчитывает закончить работу над соглашением по Новой Каледонии
«Это борьба»: Селин Дион расплакалась, говоря о неизлечимой болезни
Ксения Собчак показала приглашение на «самое желанное мероприятие» в Каннах
В МАГАТЭ выразили обеспокоенность уязвимостью энергоснабжения ЗАЭС
Лавров отметил рост товарооборота России и Африки
В Совфеде рассказали, что не так с резолюцией ГА ООН по Сребренице
Геймеров призвали покупать PlayStation 5 в мае из-за выгодных цен
Появилось видео горящего военного полигона во Львовской области
Россиянка стала инвалидом после операции на ноге за 100 тыс. рублей
Боец ВСУ пел гимн РФ пока его нес российский военный
Российская гимнастка показала длинные ноги на пляже
Наемники рассказали об опасности боевых действий на Украине
Ученые назвали идеальный вес для здоровья мозга
В московском лесу нашли схрон с боеприпасами
Стали известны подробности о двух фигурантах дела Шамарина
Все новости