Нынешняя церемония вручения премии Американской Киноакадемии Искусств не только юбилейная — в этом году «Оскар» вручается 80-й раз, но и может стать символом кинематографического примирения и согласия. Когда из-за забастовки сценаристов был отменен «Золотой глобус» и звездное мероприятие превратилось в получасовую пресс-конференцию, на которой зачитали имена победителей, все (кажется, включая сценаристов) застыли в священном ужасе.
Неужели не будет «Оскара»?
Не будет ковровой дорожки, золотых человечков, дурацких шуток ведущего и сногсшибательных нарядов, от которых удавилась бы сама Миранда Пристли? Старейшая, престижнейшая американская кинопремия — символ для голливудского кино ничуть не менее сильный, чем звездно-полосатый флаг для США. Это не просто церемония, но традиция. И что же, она будет прервана? Смириться с этим кинематографисты не смогли, поэтому практически накануне церемонии продюсеры и сценаристы наконец помирились. И ничто, даже тень вражды, не омрачало вручение наград и не напоминало о былых боях. Разве что несколько невинных шуток.
«Оскар» начинается с ведущего — на эту роль был выбран комик Джон Стюарт, он же вел церемонию и в позапрошлом году, но тогда организаторы остались недовольны результатом и в следующий раз пригласили актрису и ведущую ток-шоу Эллен Дедженерес. В этом году Джону Стюарту был дан второй шанс, и он отрабатывал его услужливо и аккуратно. Пожалуй, даже слишком аккуратно — церемония получилась пресноватой и несколько вялой.
Хотя, если сравнивать с тем провинциальным шиком, переходящим в сумасшедший капустник, что присущи отечественным кинопремиям, скучноватость «Оскара» покажется просто аристократической сдержанностью.
Сказав пару политкорректных слов о прекращении забастовки сценаристов, Джон Стюарт перешел к номинантам и, заметив, что большинство фильмов этого года — про маньяков, психопатов и убийц, заключил: «Слава богу, что есть подростковая беременность». Впрочем, премиями его слова не подкрепились: из четырех номинаций, а «Джуно» был номинирован в категориях «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшая женская роль», «лучший оригинальный сценарий», фильм получил «Оскара» лишь в последней номинации. На сцену поднялась Дьябло Коди, оказавшаяся молодой красивой брюнеткой с татуировкой на пол плеча. А ведь когда-то Коди работала стриптизершей — теперь же получает «Оскар» за уморительный сценарий, одновременно смешной и трогательный, про девчонку, которая забеременела от своего одноклассника.
Еще один фаворит по номинациям — английская драма «Искупление» с Кирой Найтли и зеленым платьем, претендовавшая на получение премии в семи категориях, — получила лишь один «Оскар» за музыку к фильму. «Нефть» Пола Томаса Андерса тоже взяла немного — за лучшую операторскую работу, а Дэниэл Дэй Льюис получил награду за лучшую мужскую роль.
Тем временем все чаяния, надежды и упования российского зрителя сосредоточились вокруг номинации на лучший иностранный фильм, в которой соревновались «12» Никиты Михалкова и «Монгол» Сергея Бодрова.
Казалось, что уж если не кто-то из них, то хотя бы «Катынь» поляка Анджея Вайды, в которой снимался наш Сергей Гармаш. Но судьба с лице Американской академии искусств решила иначе: «Оскар» достался австрийской военной драме «Фальшивомонетчики». В фильме рассказывается об операции нацистской Германии по производству поддельных фунтов и долларов. Главного же фальшивомонетчика Соломона Соровича играет театральный актер Карл Маркович, известный также по роли полицейского в сериале «Комиссар Рекс». Другой номинант из России — Александр Петров, соревновавшийся в категории «короткометражный мультфильм», — тоже остался ни с чем: его обошла британка Сюзи Тэмплтон с мультфильмом «Петя и волк».
В перерыве между объявлением номинаций Стюарт старательно шутил, особенно не давала ему покоя тема беременности. «В зале присутствуют две беременные женщины — Джессика Альба и Кейт Бланшетт. Но еще не вечер, и Джек Николсон здесь…» — заявил комик. А потом и вовсе стал на манер «Оскара» разыгрывать между дамами ребенка. «Ребенок достается… — тянул ведущий, — Анжелине Джоли и Брэду Питту!»
Между тем главными триумфаторами церемонии стал фильм «Старикам здесь не место» и братья Коэн.
Они получили четыре статуэтки: за лучший фильм, лучшего режиссера, лучшую адаптацию, заслуженный «Оскар» за мужскую роль второго плана достался Хавьеру Бардему. Но впечатление от успеха Коэнов двойственное: с одной стороны, замечательно, что талантливые режиссеры обрели официальное признание — ведь именно это и означает их победа на «Оскаре». С другой стороны, Коэны всегда были маргиналами, снимающими свои непростые и странноватые картины для кучки киноманов. Теперь же режиссеры плавно перешли в другой разряд — чуждого им официального голливудского мейнстрима. Немногословный Итан Коэн, получая приз за сценарий, сказал лишь «Большое спасибо», а выходя на сцену получать статуэтку за режиссуру, бросил: «Ну что я могу добавить к тому, что уже сказал? Спасибо большое».
Определенно, Коэнам здесь не место.