На черной обложке нового альбома группы «Алиса» маленькие желтые буквы гласят «Атнирибалйеревдялетинархсьлуп» и дальше красным — «Асила». Нет, Константин Кинчев, главный православный рокер всея Руси, не сошел с ума. Нет, он не пытается вызывать опасных существ из закромов Бездны. Внутренний голос, а также пресс-релиз, опубликованный на сайте группы, подсказывают, что надпись надо просто прочитать задом наперед. Особенно изощренные меломаны могут приложить к надписи зеркало. Получится «Пульс хранителя дверей лабиринта». Красным, как нетрудно догадаться, начертано название коллектива. Итак, название расшифровано, но вопросов меньше не становится. В мыслях совсем некстати бродит полуголый мужик с бычьей головой, а «уничтожающий границы восприятия пульс Кинчева», о котором говорится в пресс-релизе, тоже пугает.
В еще большую растерянность вводит тот факт, что каждая песня предваряется прочитанными на фоне ровного сердцебиения задом наперед «заклинаниями», расшифровав которые слушатель сможет понять всю глубину концепции альбома.
О записи этой пластинки Кинчев заявил уже на презентации предыдущей «Стати Севера». В интервью он говорил, что новый альбом будем панковским, загадочно добавляя, что это будет панк в его понимании. Тогда же группа вызвала негодование на Украине, впервые исполнив в Киеве новую песню «Власть». Вероятно, недовольство вызвали последние слова песни: «оранжевые сопли — очкариков сны в предчувствии гражданской войны». Кинчев, одновременно выразивший свое отношение к политической ситуации, попутно ткнув под ребра Юрия Шевчука, впрочем, не сильно расстроился. В конце концов, не пристало панку переживать из-за недовольства властей.
В отличие от предыдущей, медленной, а местами и попросту унылой, работы, здесь Кинчев снова вернулся к традиционным для последних альбомов «зонгам».
Изменилась только направленность. Если раньше его обвиняли в религиозной и национальной озабоченности за песни «Православные» и «Небо славян», то здесь акцент сделан скорее на менее эпатажные темы. Самым частотным словом и главной темой новых песен стала «воля». Именно эту замену традиционной панковской «анархии» и имел в виду Кинчев, говоря о стилистике альбома. Уже на втором треке «А тут» певец занимает привычную позицию критика и борца за правду и свободу, не особенно стесняясь в выражениях: «клубится пена, фуфырится грязь тщеславьем дутых фигур». Дальше будет пресловутая «Власть» — единственная явно политическая вещь на пластинке. Остальные — гимны свободе (самый яркий — «Вот так») с использованием традиционных кинчевских символов — солнца, света, ветра. Отдельно проходит через альбом диалог с погибшими друзьями-рокерами. В нескольких песнях, вроде открывающего «Солнца на блюдце» и «Апреля», прослеживаются явные аналогии с группой «Кино», а кульминацией этой линии выступает посвящение недавно погибшему Александру Аксенову — жесткий и резкий «Рикошет» (творческий псевдоним Аксенова).
Вообще, оценивать «Алису» с объективных музыковедческих или литературных позиций — занятие неблагодарное.
Недоумение вызывает немодный нынче пафос и временами излишняя простота, и даже примитивность формулировок, вроде той же фуфырящейся грязи. С другой стороны, Кинчев, помимо харизмы, обладает совершенно колоссальной культурной интуицией. По сути, своим примером он уже больше двадцати лет воплощает главный принцип панк-рока: если тебе есть, что спеть, то не надо ничему учиться — бери и пой. Кинчеву всегда было что спеть и удавалось это делать более или менее удачно, а уж если кособоко — на то он и панк — ему плевать. В последнее время, и «Пульс…» не исключение, аллегорий стало меньше, а прямых ударов — наоборот. Место поэтичных образов и неожиданных метафор заняла лобовая атака и твердокаменная убежденность в собственной правоте, которой нынче похвастаться-то и некому. Музыка, которую продуцирует последние лет пять «Алиса», под стать прямоте песен — это крепко сбитая помесь хард-рока, панка и нью-металла с минимумом мелодики.
Под такое лучше всего маршировать или делать утреннюю зарядку, но если не вслушиваться в слова, то все песни сливаются в довольно однообразную долбежку.
Однозначного ответа на вопрос, стоит ли тратить время на двенадцать кинчевских спичей, нет. С уверенностью можно лишь утверждать, что в них есть жизнь и личность, которая такая как она есть. А песни… Как говорит сам Кинчев, «мои песни для мертвых облом — я полвека мешаю им спать».
Альбом в продаже с 18 февраля.
Алиса. Пульс хранителя дверей лабиринта. CD-Maximum – 2008.