Игорь Дмитриев родился 29 мая 1927 года в Ленинграде. В кино он чаще всего играл дворян и аристократов – как он шутил, «белых офицеров, сыгранных мною в кино, хватило бы, чтобы сформировать целый батальон». И в этом выборе режиссеров, наверное, определенную роль сыграло его происхождение – он был праправнуком той самой Анны Шерер, в салоне которой и начинается «Война и мир» Толстого. Отец был профессиональным спортсменом, яхтсменом, мама окончила балетную школу в Петрограде и работала танцовщицей. Семья жила театром, премьерами, репетициями — мудрено ли, что в 7–8 лет мальчик заявил, что хочет стать актером?
Дальше была школьная самодеятельность, потом занятия в пионерском ансамбле песни и пляски Ленинградского дворца пионеров. В 12 лет – первая роль в кино, польского гимназиста в картине В. Файнберга «Голос Тараса». Но вырасти на съемочной площадке, как это случилось со многими актерами, ставшими популярными еще в детстве, у него не получилось – помешали две трагедии подряд.
Сначала репрессии: был арестован отчим, который из лагерей не вернулся, арестовали и мать, но она, к счастью, просидела только несколько месяцев. Потом война, во время которой семья Дмитриевых была эвакуирована вместе с Мариинским театром и хореографическим училищем в Пермь. В 1943 году Игорь Дмитриев узнал, что при Пермском драматическом театре открывается театральная студия, и отправился туда. В студию его приняли, и он, бросив школу, буквально поселился в театре.
А в сентябре 1944 года Игорь Дмитриев отправился в Москву – поступать в театральный институт.
Там он поступает в знаменитую Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ, в класс народных артистов СССР Павла Владимировича Массальского и Сергея Капитоновича Блинникова. Курс был маленький – всего 9 студентов. Среди них Марина Ковалева, Андрей Гончаров, Александр Михайлов, Евгений Жаров и дорогой друг, сосед по общежитию, Михаил Пуговкин. Эти годы Дмитриев вспоминал с большой теплотой: «Я застал Художественный театр в самом расцвете: на сцене блистали Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, Тарханов. Мы очень подружились с Михаилом Пуговкиным, с которым обитали в одной комнате в общежитии. Нам с Мишей страшно повезло: обычно в комнатках ютилось по двенадцать человек, а мы жили вдвоем. Впрочем, нашу обитель и комнатой-то назвать было нельзя — крошечный закуток без окна и двери, кроме того, одной из стен служила стенка шкафчика, в который столяры вешали спецодежду…».
В 1948 году Игорь Дмитриев окончил Школу-студию МХАТ и перебрался в родной Ленинград, где поступил в Ленинградский драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Там он очень неплохо начал, его роли особо отмечали на смотре творческой молодежи Ленинграда в 1953–1954 годах, но все-таки глобальный прорыв случился в кино.
Звездным фильмом для него, как и для многих других блестящих актеров, стал «Тихий Дон» Герасимова.
Как известно, на роли в этой картине Сергей Аполлинариевич отобрал актеров, которые до этого либо не появлялись на экране, либо прошли незамеченными. Одним из них стал Игорь Дмитриев, сыгравший белого офицера Евгения Листницкого. После этого он активно снимается в кино, работает в театре, но в 1967 году из-за конфликта с директором театра ему пришлось уйти. После этого Игорь Борисович целиком переходит на работу в кино, много и плодотворно снимается. В послужном списке актера значится более 120 картин. Ему довелось работать с выдающимися кинорежиссерами Григорием Козинцевым, Александром Ивановым, Виктором Трегубовичем, Яном Фридом, Леонидом Быковым, Владимиром Фетиным, Геннадием Полокой, Эмилем Лотяну...
Вот как рассказывал о работе с ним режиссер Ян Фрид: «К счастью, мне довелось много снимать Игоря Дмитриева, и ряд фильмов вы, быть может, помните: «Зеленая карета», «Прощание с Петербургом», «Собака на сене», «Летучая мышь», «Сильва»... Во всех этих фильмах снимался Игорь Дмитриев, и во всех был абсолютно разный. Разный не потому, что он менял парики и костюмы. Разный он был по своей внутренней сущности, по умению освоить совершенно разные жанры. В картине «Прощание с Петербургом» его великий князь по сценарию очень плохо играет на виолончели, но хочет доказать всем, что он это умеет. Так вот, Игорь Дмитриев недели три занимался виолончелью, для того чтобы «играть» на ней не хуже великого князя. Очень типично для него: он ничего не позволяет себе делать вполсилы!». Он играл во многих фильмах, впоследствии ставших культовыми: в «Гамлете» и «Собаке на сене», «Приключениях принца Флоризеля» и «Звезде пленительного счастья». Дмитриев очень популярен, известен, наверное, каждому жителю СССР.
Казалось бы, что еще надо?
И тут Игорь Борисович вновь удивляет всех. В 1984 году он вновь возвращается в театр – в Ленинградский академический театр комедии имени Н. П. Акимова. Главный режиссер театра Игорь Акимов оценил это так: «Никогда раньше мне не приходилось слышать или читать о такой парадоксальной истории, которая произошла с Игорем Борисовичем. Актера в чем-то можно уподобить спортсмену. Спортсмен, выбывший из большого спорта на три года, уже обречен в него не возвращаться. А вот возвращение в большой спорт через столько лет — это уже фантастика или чудо. Вот такое чудо совершил Игорь Дмитриев».
Артист Дмитриев играл всегда. В начале 90-х им были сыграны маркиз в музыкальной комедии «Дон Сезар де Базан», Грюневальд в ироническом детективе «А был ли Каротин?», Клеонт в комедии «Тартюф» и другие роли. Потом был тот самый черный период для актеров, когда играть было нечего, но, как только он закончился, Дмитриев вновь появился на теле- и киноэкранах – в фильме Глеба Панфилова «Романовы — венценосная семья» и телесериале «Бедная Настя».
Два года назад у него случился инсульт, но даже это ничего не поменяло. Ада Роговцева в одном из интервью вспоминала: «И даже сегодня, когда питерская актриса Эра Зиганшина рассказывает мне, как болен Игорь Дмитриев, отметивший недавно 80-летие, и как он даже парализованный пытается готовить какую-то новую роль, у меня сжимается сердце, мне становится плохо… Ведь это все одно поколение».
В субботу народный артист России Игорь Дмитриев скончался. Как сообщили в театре, похороны ориентировочно состоятся во вторник.