Во вторник наступил долгожданный катарсис – объявили номинантов на «Оскар», и новость эта тут же разнеслась по всему свету. Проверив список претендентов, Россия вздохнула с облегчением: все на месте. Михалков – за лучший иностранный фильм – есть. Коэны – есть. Успевшее полюбиться российским зрителям «Искупление» – тоже на месте. Прокатили лишь Ридли Скотта да Бартона, но это ничего, учитывая, что в номинацию на лучший иностранный фильм попал еще и «Монгол» Бодрова. Пусть и номинирован от Казахстана, но тоже наш.
Теперь, успокоившись, можно оглядеться по сторонам и посмотреть на реакцию номинантов. Ведь, что бы там не говорили о том, что «Оскар» — это искусство официальное, а премия официозная, получить ее в глубине души хочется, вероятно, всяком актеру, режиссеру и кинематографисту.
Никита Михалков с Сергеем Бодровым оказались в щекотливой ситуации – вроде бы и порадоваться хочется, и понадеяться на победу, но приходится сдерживаться, чтоб ненароком товарища не обидеть. Поэтому оба режиссера рассыпались во взаимных реверансах. «Жаль, что нас невольно столкнула судьба. Но что поделать — наши картины практически одновременно вышли в прокат. Лучше было бы развести их по времени. Что ж, будем конкурировать, хотя от нас уже мало что зависит», — сказал Бодров. По его словам, он бы, конечно, хотел получить «Оскар», но «если победит Никита, у меня не будет злобы, это точно», и добавил: «В моем личном списке любимых картин есть и его ленты» .
Михалков же заметил, что если «Монгол» получит «Оскар», то «он станет для Казахстана первым. Казахский кинематограф, который раньше был известен только через СССР, сегодня обретает самостоятельное значение». Про успех своего фильма «12» Михалков сказал: «Мы снимали картину без всяких мыслей на высокие международные награды. «12» – это то, о чем я не мог не говорить, это очень русская картина про нас и о нас. Огромное счастье, что в Америке заметили этот фильм и, более того, что он вошел в пятерку номинантов. Для меня это знаковое событие».
Но Михалков с Бодровым уже мэтры, не раз получавшие фестивальные награды, привычны к благодарственным речам. Между тем, голливудская молодежь не скрывает искреннего и бурного восторга: Двадцатилетняя Элен Пэйдж, номинированная за лучшую женскую роль в фильме «Джуно», заявила: «Я ужасно счастлива и взволнована, быть номинированной вместе с актерами, которыми восхищаюсь и уважаю». А Джейсон Рейтман, получивший номинацию за режиссуру «Джуно», рассказал: «Я знаю, что все удивлены, но, поверьте, уж я удивлен больше всех. Я проснулся сегодня утром, чтобы услышать среди номинантов имена Диабло (сценарист «Джуно» – прим. авт.) и Элен… Но когда назвали мое имя, сердце как будто остановилось. Моя жена расплакалась. Отец позвонил меня поздравить и не мог закончить фразу, так он был взволнован. Когда мне было 12, я помню, спросил отца: «Почему ты никогда не ходишь на «Оскар»? Он сказал, что пойдет, если будет номинирован. И почему-то я тогда спросил: «А если я буду номинирован, ты придешь?» Он улыбнулся и сказал «Да». Думаю, теперь нам обоим предстоит обзавестись смокингами».
Большинство актеров, претендующих на премию, галантно отмечают заслуги своих коллег. Например, Дэниэл Дэй Льюис, номинированный за фильм «Нефть»: «Меня поставили плечом к плечу с прекрасными актерами. Я горжусь тем, что нахожусь в их компании. Широкое признание фильма – это замечательно. Я счастлив за Пола Томаса Андерсона, которому мы обязаны всем». Или великолепный Вигго Мортенсен, номинированный, к сожалению, за довольно несуразный фильм Дэвида Кронненберга про русскую мафию «Порок на экспорт»: «Приятно видеть среди номинантов Томи Ли Джонса. Вообще, когда я услышал его имя и остался лишь один номинант, я подумал – нет, ничего мне не светит. Так что, честно говоря, я был немало удивлен».
Женские реакции более эмоциональны и иррациональны. Кейт Бланшет, номинированная в этом году дважды – за лучшую женскую роль и лучшую женскую роль второго плана, сказала: «Это ужасно странно…. Прекрасно, но странно…». А Марийон Коттиярд, номинированная за «Жизнь в розовом цвете», сравнила свои ощущения с глотанием фейерверка: «Это как будто проглотить фейерверк или что-то вроде того. Это поразительно, и я рада за наши три номинации. Мы хорошо поработали над фильмом». 14-летняя звезда «Искупления» Саорс Ронан, которая сейчас находится в Новой Зеландии на съемках, узнала о номинации, услышав радостные крики отца. «Спасибо за эту честь! Мы этого не ожидали, так что придется съездить в какой-нибудь местный супермаркет и купить бутылку лучшего шампанского. Я выпью глоток или даже два».
Джонни Депп, то ли равнодушный к «Оскару», то ли обиженный на то, что его друг и коллега Тим Бартон остался без номинации, выступил подчеркнуто официально: «Искренне благодарен Академии за эту замечательную номинацию. Выражаю безмерную признательность Тиму Бартону и всей съемочной группе «Суини Тодда», без которой ничего этого не было бы». А Том Уилкинсон, номинированный за лучшую роль второго плана в фильме «Майкл Клейтон», вообще обо всем забыл: «Я забыл про номинации и гулял с собакой, потом мне кто-то напомнил включить телевизор».
Хавьер Бардем, сыгравший хладнокровного убийцу Чигура в триллере братьев Коэн, в отличие от своего героя способен расчувствоваться: «Большая честь получить эту номинацию. Она без сомнения является заслугой многих талантливых профессиональных людей, которые меня вдохновляли и помогали совершенствоваться все эти годы. И особенное спасибо Коэнам, ведь это они придумали и вырастили характер Чигура, а я лишь его исполнил». Между тем, сами Коэны, главные фавориты этого этого года — их картина «Старикам здесь не место» имеет 8 номинаций – спокойно сказали: «Мы счастливы получить эти номинации», — и поблагодарили съемочную группу. Посмотрим, как они заговорят, если получат «Оскар».
по материалам газеты «Труд», РИА «Новости» и yahoo.com