Наконец «Грузу-200» Алексея Балабанова удалось взять реванш за историю с «Кинотавром». Напомним, что там в основной номинации победил фильм Алексея Попогребского «Простые вещи», но приз от Гильдии кинокритиков должен был получить «Груз-200». По крайней мере, таковы были результаты голосования. Тем не менее, по непонятным причинам от лица Гильдии было вручено два «Слона» — «Грузу-200» и картине «Простые вещи» — за самый черный и самый белый фильм. Так произошло якобы потому, что Гильдия не смогла принять окончательное решение и сделать выбор между этими двумя работами. Разразился скандал, многие известные кинокритики заявили о своем намерении покинуть Гильдию, а нежелание награждать сильный, жестокий и актуальный фильм Балабанова о России объяснили тем, что его сочли политически неугодным и, опасаясь последний, решили поделить премию.
Но 21 января в Доме Кино, где прошло вручение «Белого слона», «Груз-200» официально, окончательно и бесповоротно был признан лучшим фильмом 2007 года.
В своей номинации творение Балабанова обошло «Александру» Сокурова и «Простые вещи» Попогребского.
Во всех остальных номинациях подобного накала не наблюдалось. Лучшим режиссером стала Кира Муратова за фильм «Два в одном», соревновавшаяся в этой номинации с Алексееем Попогребским и Алексеем же Балабановым. «Два в одном» — картина, состоящая из двух частей, переплетающихся между собой: в первой части на сцене театра умирает актер со всеми обычными для Муратовой абсурдными деталями вроде той, что труп мешает на сцене, и через него приходится перешагивать. Во второй части, сценарий для которой написала Рената Литвинова (она же сыграла одну из главных ролей), старый богач ищет, с кем провести Новый год.
Приз за лучший сценарий получил Александр Миндадзе за сценарий для своего авторского проекта «Отрыв» (который, к тому же, был назван лучшим дебютом).
Ранее работавший в тандеме с Абдрашитовым Миндадзе снял свой первый сольный проект — фильм о расследовании авиакатастрофы, который уже побывал на Венецианском фестивале, правда, во внеконкурсной программе.
Проиграв в главных номинациях, прекрасная лента Попогребского «Простые вещи» про молодого врача, взявшегося ухаживать за больным стариком, получила награды в двух актерских номинациях: за лучшую мужскую роль приз взял Сергей Пускепалис, а за лучшую роль второго плана — Леонид Броневой.
Приз за лучшую женскую роль ожидаемо достался Галине Вишневской за роль бабушки, приехавший навестить солдата-внука в Чечню, в фильме Сокурова «Александра», номинированном, но не взявшем гран-при Каннского фестиваля.
Лучшей актрисой второго плана стала Зоя Кайдановская, сыгравшая в фильме Ларисы Садиловой «Ничего личного».
Самая красивая картина 2007 года — «Изгнание» Звягинцева — получила приз за лучшую операторскую работу. А лучшим зарубежным фильмом — и тут Гильдия критиков вынесла решение неоригинальное, но справедливое — оказался призер Каннского кинофестиваля, румынский фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунжиу.
Как водится, список номинантов и лауреатов премии Гильдии кинокритиков сильно отличается от номинантов на «Золотого Орла» — национальной кинематографической премии, вручение которой состоится 25 января.
Гильдия кинокритиков игнорировала «12» Михалкова, у которого шесть номинаций на «Золотого Орла», и взявшую главный приз ММКФ-2007 картину Сторожевой «Путешествие с домашними животными» — те же шесть номинаций. Ничего не досталось от критиков «Артистке» Говорухина, хотя у нее четыре номинации на «Орла», а выдвинутый в трех номинациях «Монгол» от гильдии получил приз лишь за работу художников.
Между тем, воистину народной картиной по итогам фестивалей и номинаций оказалась лента Попогребского «Простые вещи». Этот фильм удовлетворяет, кажется, любые вкусы: и узколобых критиков (два «Слона»), и «Кинотавра» (четыре награды), и даже пафосного «Золотого орла» (пять номинаций). Такие вот непростые «Простые вещи».