Перед выходом на экраны второй «Иронии судьбы» Константин Эрнст пребывал в приподнятом настроении и много говорил. Говорил о том, что целью создателей является не заколачивание бабок и не паразитирование на имени главного гарнира к новогоднему «оливье», а вовсе даже возрождение интереса к культпоходам на вечерние и прочие сеансы у старшего поколения, которое уже совсем отчаялось от засилья в синематографе сорокалетних суперперцев. Когда же благородным создателям картины все же приходилось отвечать на вопросы о том, сколько же они, собственно, планируют заработать на благом деле, то гордо прогнозировался общий бокс-офис в $50 млн. Таким образом, эти люди, и в частности режиссер Тимур Бекмамбетов, должны были победить сами себя, побив позапрошлогодний рекорд московских вампиров из «Дневного дозора».
Формально все получилось – разные источники, разгласившие сведения о сборах главного новогоднего сиквела, сообщают, что «Ирония судьбы. Продолжение» собрала в прокате от $35 до $35,7 млн.
Финал битвы Константина Хабенского против всех в «Дневном дозоре» вроде бы собрал два года тому на два миллиона меньше – всего 33. И несмотря на то, что оценки сборов «Дозора» так же разнятся (от 33 до 38), у «Иронии», которая идет в прокате уже около трех недель, есть шансы достичь отметки в $40 млн. Осадок, правда, остается: сорок — это, как мы все понимаем, совсем не пятьдесят. Да и прокатчики с создателями уже называют в качестве прогнозируемого навара $45 млн, что все равно должно сделать картину абсолютным лидером российского проката. Правда, директор Buena Vista Sony Pictures Releasing CIS Антон Сиренко еще до Нового года заявил: «Если создателям фильма удастся добиться роста интереса к фильму после первой недели проката, вероятность, что вторая часть «Иронии судьбы» соберет около 45 млн долларов, есть, но я в это не очень верю». Похоже, так и случится.
Кроме того, картина стала самой кассовой неамериканской лентой в мировом прокате.
Естественно, за счет несусветных сборов, сделанных в России и странах СНГ. Всего, как известно, было выпущено 1050 копий новой ленты. 830 из них разошлись по российским кинотеатрам, 118 по украинским, 10 ушли в Белоруссию, 35 – в Казахстан. Также фильм появился на экранах Грузии, Киргизии и Узбекистана. Фильм увидели и за пределами СНГ, в странах ЕС, правда, весьма знакомых – бывших республиках Прибалтики. И там, надо сказать, он весьма завидно катается. В Латвии «Ирония судьбы. Продолжение» может занять второе место по посещаемости и популярности в новейшей истории латвийского кинопроката, уступив только «Стражам Риги» — первому латвийскому блокбастеру, обогнавшему в республике по сборам даже «Титаник». В Литве фильм Бекмамбетова стал первой российской лентой, которой удалось собрать более 1 млн литов, да и эстонцы не подвели. В период с 28 по 30 декабря ушедшего года новая «Ирония Судьбы» стала самой кассовой лентой эстонского кинопроката — за время предновогоднего уик-энда картину Бекмамбетова посмотрели 6 тыс. 629 человек, а общие сборы составили 35 тыс. 300 евро.
С уверенностью можно констатировать: безусловно, вторая «Ирония судьбы» уже находится в крайне немногочисленной когорте российских фильмов, не только окупившихся, но и принесших создателям прибыль. Если кассовые сборы – 35 млн, а на создание фильма было затрачено, по словам Константина Эрнста, порядка 5 млн, общий итог всяко положителен. Даже если вычесть 50% от сборов, которые заберут кинотеатры, откинуть четверть, отходящую дистрибьюторам, отминусовать затраты на рекламу и приплюсовать бабло, полученное от производителей за продакт-плейсмент («Билайн», «Toyota Camry», «Сalve», «Русский стандарт») – то в сухом остатке всяко останется 7–8 миллионов долларов чистой прибыли.
Эрнста и Co можно поздравлять.
Вроде бы все хорошо, но есть один нюанс. Да, «Ирония судьбы» обогнала «Дозор», но дело в том, что, как писал классик, «за время пути собачка могла подрасти». За два года, в результате пертурбаций курса доллара, цены на билеты в кино значительно выросли. «Дозор», помимо денежного рекорда, побил еще и вожделенный рекорд по посещаемости – на фильм сходили 8 миллионов человек. Неизвестно, удалось ли заманить в кино пенсионеров продолжением истории их молодости, но в общей сложности на римейк рязановского фильма, по прогнозам экспертов, сходили и еще сходят максимум 6 миллионов зрителей всех полов и возрастов. А учитывая, что количество экранов, которые показывали и показывают комедию, совершенно беспрецедентно, чистую победу создателям отпраздновать не удастся.
Впрочем, есть ведь еще пара неохваченных плацдармов для жаждущих рекордов прокатчиков. Во-первых, фильм еще даже не вышел на DVD – создатели держат релиз до полного окончания показа в кинотеатрах. Во-вторых, через два года нам обещают показать «Иронию судьбы. Продолжение» по телевизору, и тут возможен рекорд по степени охвата телезрителей. Любопытно только, как это будет реализовано – неужели в то время как по одним каналам интеллигентный Мягков будет плеваться от заливной рыбы, по другим ушлый Хабенский будет дышать гелием?