Если бы не коллаж, расклеенный по всей столице, где писательница Юлия Латынина изображена наполовину андроидом, а наполовину — с рыжими кудрями, можно было бы предположить, что она обрилась наголо.
Ну, в самом деле. Взяла писательница Юлия Латынина — и выкинула из своего творчества все, чем была славна. Античную и средневековую историю вместе с итальянскими городами-коммунами. Экономическую журналистику с ее схемами относительно честного отъема, распила, отмыва и просера. Политические интриги с хитрыми многоходовками. Благородных абреков — и тех не пожалела.
Увы. Писательница Юлия Латынина издала роман «Нелюдь» — космооперу про грандиозную, но уже подгнившую империю, строящуюся на коррупции, ежедневном геноциде, паранойе и разврате, свойственном почти исключительно чиновникам этой самой империи.
Звучит, как дежа-вю, но на деле им не является.
В свой ранний период писательница Юлия Латынина создала цикл романов о Вейской империи. Это была политэкономическая фэнтези про распадающуюся великую империю, экономический рост и экономический крах и трудную судьбу прогрессора-землянина, убеждающегося, что хоть коррупционная империя и ужасный ее строй плохи – все остальные еще хуже. Автор цитировала Черчилля, китайский роман «Цветок сливы в золотой вазе», Марко Поло и демонстрировала недюжинную эрудицию кандидата исторических наук. Кроме того, это было чрезвычайно лихо написано и ужасно похоже на «Трудно быть богом» — не просто трудно, а еще и вредно, и не получается.
Потом она написала цикл романов про металлургического олигарха и еще один про кавказских мстителей и кавказских пленников. Они были, конечно, склеены не так лихо, и там было гораздо труднее проявить эрудицию, но там был другой козырь. Латынина была осведомленной журналисткой (хоть и всегда называла это второй профессией, черновиком для романов), общалась с нужными людьми и знала множество историй, которые и сливала в свои книжки.
Но написать настоящий документальный роман, стать русским Томом Вулфом или Карлом Бернстайном, автором «Всей президентской рати» – это слабо, могут и убить, в конце концов.
А вот изменив имена и цифры, выдумав названия корпораций и даже целых республик, можно рассказать и о коррупции чиновников уровня губернаторов и замглавы администрации, поведать о простых ментах, пропускающих террористов в школу за сто рублей, да и про прочие факты действительности. Бог с ним, с документальным романом, мало кто художественную прозу пишет с такими подробностями. Конечно, писательницу Юлию Латынину ругали, причем не только за плохой патриотизм, а еще и за то, что она слегка путалась в технике: модели вертолетов могла перепутать или соврать что-нибудь про пистолет-пулеметы или штурмовые винтовки. Ну да стоит ли от дамы, пусть даже и такой эрудированной, ждать педантизма в вопросах «железа»?..
В своем последнем опусе писательница Юлия Латынина отринула все. Никто не придерется к «железу»: в конце концов, кто, кроме автора, знает, чем стреляет веерник – фотонной плазмой или плазменным фотоном? Никто, кроме совсем уж демшизоидов, не будет пытаться найти параллели между патологиями мафиозной, коррумпированной, пышной и одновременно вонючей межзвездной империи, построенной после того, как Чужие перебили большую часть десяти миллиардов землян, оставив жалкие три миллиона, и полураспавшейся российско-советской нефтяной державой.
Даже секса у новой Латыниной почти нет – в конце концов, рассуждения о том, как правильно трахнуть русалку, или оценка сосательного рефлекса полугодовалого ребенка не в счет.
Осталась только чистая, первозданная мизантропия. Раньше писательница ненавидела всех, кроме чеченцев и еще, кажется, аварцев, ну, может быть, еще немножечко олигархов – выпускников матшкол. Теперь же она полюбила Чужих, состоящих в основном из экзоскелетов, зубов, ядовитых желез и режущих поверхностей, а также инопланетян, готовых по собственному желанию становиться кем угодно и чем угодно. Раньше она говорила: нет на свете строя отвратительнее, чем коррумпированная феодальная недоимперия, но все остальные еще хуже. Теперь она говорит: не спасет человечество коррумпированная феодальная недоимперия, приведет к гибели в не таком уж далеком будущем, и ничто его, человечество, не спасет, кроме бога из машины — добродетельных униженных инопланетян.
И не случайно на обложке романа «Нелюдь» в любви к рыжему андроиду расписался Дмитрий Быков, автор человеконенавистнического романа «ЖД» и ксенофилического «Эвакуатора».
Прилетит вдруг волшебник в чем-то там голубом и избавит русскую интеллигенцию от вековой мерзости, рабства, бесчестия и необходимости работать. И будут у этого чего-то пятьдесят тысяч тонн массы покоя, максимальное ускорение 4600 g, мощность коллайдера – десять в сорок третьей, двойная компоновка челнок/гиперотсек, автономные источники гравитации, противолазерное напыление, противоэлектронная система класса «Антари», два лазера и комплектация люкс. А кто в это не верит, пусть спросит писательницу Юлию Латынину, автора романа «Нелюдь».
Юлия Латынина. Нелюдь. Москва, Эксмо, 2007