Вчера в бразильском Музее искусств, что в Сан-Паулу, произошло то, что обычно обозначают словами «дерзкое ограбление». За три минуты преступники обогатились оптом на $100 миллионов.
Вся эта история похожа на фильм «Как украсть миллион», где романтически настроенные Питер О'Тул и Одри Хепберн воровали поддельную статуэтку, работы папочки героини, дабы уберечь его от позора. С той лишь разницей, что на этот раз подлинность картин не подвергается ни малейшему сомнению. Однако степень продуманности столь рискованного предприятия воистину поражает. Судите сами.
Рано утром бравые и уставшие сотрудники службы безопасности удалились в подвал.
С какой целью и почему они отправились туда сразу — все остается загадкой. Факт в том, что ровно в девять минут шестого утра не чуждые прекрасного грабители проникли в музей, а в 5.12 их уже там не было. Как и не было двух важнейших для музея экспонатов – картины Пабло Пикассо «Портрет Сюзанны Блох» и «Крестьянина на кофейной плантации» кисти Кандидо Портинари.
«Портрет Сюзанны Блох» относится к раннему «синему периоду» творчества Пабло Пикассо (полное имя, на всякий случай — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо).
Для бразильского музея он представлял особую ценность и, по предварительным оценкам, ущерб от его похищения составляет $50 миллионов.
Но Пикассо — это понятно. Пикассо всемирный гений, один из самых дорогих художников мира, и каждая его картина представляет совершенно несусветную ценность. Кандидо Портинари, напротив, гений не всемирный, а вполне себе местный, бразильский. Сын итальянского крестьянина, он сам испытал на себе влияние работ великого испанца. Если героями ранних картин Пикассо становились бомжи и проститутки, то Портинари предпочитал живописать жизнь крестьян. «Крестьянин на кофейной плантации» совершенно точно характеризует творческий метод живописца: афроамериканской наружности сборщику кофе сообщен такой заряд героичности, будто он не батрачит на злобного плантатора, а, как минимум, готовится к решающему сражению на местном Чудском озере.
Музей искусств в Сан-Паулу сейчас закрыт на время следствия. Когда он будет снова открыт для посетителей, пока не ясно.