Великобритания негодует. В опубликованном в среду вечером заявлении официального представителя министерства культуры, СМИ и спорта сказано, что британские власти предоставили России всевозможные гарантии для проведения выставки «Из России: французские и российские шедевры живописи 1870–1925 годов», которая должна открыться в Королевской академии художеств в Лондоне 26 января. «Правительство Великобритании сделало все возможное для того, чтобы облегчить проведение выставки, включая полную страховку произведений живописи от ареста», – сказано в заявлении посольства Великобритании в Москве.
Вчера же в СМИ появились сообщения о том, что выставка, тем не менее, после закрытия экспозиции в Дюссельдорфе отправится обратно в Россию, минуя Англию. Причиной отказа российские власти назвали то, что принимающая сторона все же не дала гарантий защиты произведений от ареста, как это произошло с коллекцией Пушкинского музея в Швейцарии в 2005 году. Несмотря на заявления британских чиновников, сегодня пресс-секретарь Роскультуры сообщила, что если сегодня английское правительство не даст окончательных гарантий, картины уже точно отправятся в Россию. «Никакого официального письма от министерства Великобритании о предоставлении гарантий я пока не получал. Будут гарантии — пошлем выставку, не будет — не пошлем», — заявил глава Роскультуры Михаил Швыдкой РИА «Новости».
Создается впечатление, будто письмо британского минкульта где-то затерялось и не дошло до российских чиновников.
Однако это не так. Как заявил сегодня «Интерфаксу» некий «информированный источник в Москве», британская сторона еще в начале декабря направила письмо главе российского агентства по культуре и кинематографии. Однако «эти гарантии составлены таким образом, что не удовлетворили юристов ни в МИДе, ни в Роскультуре», потому как «по-прежнему остается большая доля вероятности, что наследники бывших владельцев экспонатов подадут иск в британский суд, и суд будет вынужден принять этот иск».
Напомним, что еще в октябре в газете Guardian была опубликована статья Шарлотт Хиггинс под названием «Из России с легкой тревогой». Под этим трогательным заголовком скрывалась откровенно антибританская информация: в Россию «Танец» Матисса и прочие шедевры из коллекций главных российских музеев могут не вернуться. Причина кроется в том, что английская сторона при всем уважении к российским музеям считает, что полотна должны вернуться к хозяевам. То есть к потомкам лишенных культурных сокровищ меценатов начала ХХ века. Тот же «Танец» Матисса, как известно, до революции 1917 года принадлежал Сергею Щукину. А в его столовой висели сразу шестнадцать полотен Гогена, шесть из которых входят в состав оскандалившейся экспозиции. Причем для подозрений в том, что наследники Щукина решат предъявить свои права на картины, есть все основания. Достаточно вспомнить, как Екатерина Щукина-Келлер еще в 1954 году пыталась вернуть себе несколько картин Пикассо, привезенных на выставку во Францию. Впрочем, наследники меценатов утверждают, что не намерены воевать и нынче, напротив, борются за объединение коллекций для народов России.
Куда большую опасность представляют британские компании-кредиторы, жаждущие вернуть российские долги бессмертными полотнами.
Дело в том, что Великобритания до сих пор тянет с принятием международного закона о «защите от конфискации». А от действий кредиторов или наследников прежних владельцев может защитить только он.
Именно о гарантиях защиты от подобных действий и говорят российские культурные чиновники, и именно их до сих пор не предоставила принимающая сторона. Вот как прокомментировал заявление британской стороны о предоставлении гарантий Михаил Швыдкой в интервью РСН: «Нам, скажем, пишет министр культуры Великобритании, пишет госминистр культуры, то есть второе лицо в министерстве о том, что есть некая Хартия 1978 года, которая предопределяет защиту, действительно, от претензий третьих лиц на работы членов Европейского союза, но Россия не является членом Европейского союза. Мы получили бумаги о том, что эта Хартия может толковаться расширительно. Там, где начинается толкования, это может вызвать определенную дискуссию в суде, а доводить дело до суда совсем не хочется». О том же в интервью BBC Russian заявила сотрудник Россвязьохранкультуры Татьяна Лаврова: «Мы знаем английские гарантии, они не предоставляют иммунитета от претензий третьих лиц».
Британцы, однако, категорически отрицают эти российские претензии и видят в происходящем политическую подоплеку. В частности, министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибанд в своем блоге предполагает, что закрытие отделений Британского совета в Москве и отказ в проведении выставки «Из России…» — звенья одной цепи.
Меж тем российские власти заявили, что выставка не откроется 26 января, и, скорее всего, вернется из Германии в Россию. Вот что заявила руководитель пресс-службы Роскультуры Наталья Уварова: «Выставка в эти сроки в Лондоне состояться не может, поэтому на сегодняшний день работы в Великобританию не едут и, скорее всего, они вернутся в Россию. Сейчас этот вопрос решается. Но как только будет принят акт о неприкосновенности работ Кабинетом министров Великобритании, выставка в Лондоне состоится». Уварова пояснила, что до 6 января, когда завершает работу выставка в Дюссельдорфе, остается очень мало времени, и «вряд ли англичане успеют разрешить эту проблему».
Судя по всему — не видать британцам ни «Красного коня» Петрова-Водкина, ни «Черного квадрата» Малевича.