В понедельник в Лондоне стартовала «Неделя русского искусства» — торги проводят аукционные дома Sotheby's, Christie's, Bonham's и MacDougall's.
Открыл русский марафон Sotheby's, где вечерние торги, посвященные русскому искусству, прошли в понедельник. Отечественные произведения угодили на вечерние торги впервые.
Дело в том, что «вечерние» — это не просто обозначение времени суток, это определение статуса – здесь продаются самые важные и ценные лоты, то есть русское искусство по-настоящему достигло статуса, о котором столько лет мечтали российские критики и антиквары.
Главным лотом в понедельник была заявлена картина одной из «амазонок русского авангарда» Натальи Гончаровой «Колокольчики», предварительно оцененная в 3-5 млн фунтов. На летних торгах Christie's гончаровское полотно «Сбор яблок» легко превысило эстимейт в пять раз и ушло за за 5 миллионов фунтов стерлингов. Гончаровские цветы также продались неплохо, но рекорда ее фруктов не достигли: «Колокольчики» были куплены за три миллиона.
Впрочем, без рекордов не обошлось.
Уникальных показателей на этот раз добились не авангардисты, а вполне традиционная картина салонного передвижника Маковского «Из жизни русских бояр», оцененная в 400-700 тысяч фунтов, ушла за 2 миллиона, установив новую ценовую планку для работ художника. Кстати, вполне возможно, что это не последний рекорд, который будет поставлен картинами Маковского на этой неделе. На торгах MacDougall's фаворитом заявлена «Смерть Дмитрия Самозванца» того же автора, предварительно оцененная в 0,5-1 миллион фунтов стерлингов.
Еще три фаворита аукциона ушли по 1,7 миллиона. Ими стали «Натюрморт с подносом» другой «амазонки» — Любови Поповой, «Город в южной России» Аристарха Лентулова и таинственный «Сам вышел» Николая Рериха о святом, нисходящем с небес, чтобы стать источником вдохновения для страждущих.
Всего в первый день были реализованы пятьдесят семь лотов общей стоимостью 25,7 миллиона фунтов.
Во вторник Sotheby's провел еще одни торги, правда, на этот раз состоялись они утром и были посвящены в основном прикладному искусству. На них локальная сенсация была лишь одна: новая ценовая планка была установлена для произведения передвижника Сергея Виноградова: его «Вид Печерского монастыря» был продан за 513 тысяч фунтов.
Стоимость проданных на вторых торгах произведений составила всего 10 миллионов.
Главным событием «Недели русского искусства» на этот раз стали прошедшие сегодня торги главного конкурента Sotheby's — Christie's.
Здесь 28 ноября состоялся публичный дебют знаменитого яйца Фаберже из коллекции Ротшильдов. Яйцо – подарок Николая II на крестины князя Имеретинского – представляют собой часы с боем, из которых вместо кукушки ежечасно выскакивает усыпанный бриллиантами петушок. Эстимейт лота составил 6–9 миллионов фунтов. Как сообщили «Парку культуры» в пресс-службе российского представительства Christie's,
в результате активных торгов яйцо было продано за рекордные 9,2 миллиона фунтов некоему российскому покупателю, имя которого пока не разглашается. Напомним, что прошлым рекордом знаменитый аукционный дом также обязан произведению Фаберже, уехавшему со своим обладателем в ОАЭ. Тогда за драгоценное «Зимнее яйцо» было заплачено 6 миллионов фунтов.
Не обошлось, как это принято на антикварном рынке, и без сенсации уголовного свойства: книга и рукопись, выставленные под номерами 257 и 278, были сняты по настоянию Росохранкультуры, поскольку были похищены из Российского государственного военного архива.