Сегодня стало известно о смерти американского писателя Айры Левина. Как пишет газета The Guardian, 78-летний автор скончался от сердечного приступа в своей квартире на Манхэттене.
Левин был, пожалуй, одним из немногих, кто всерьез оспаривал у Стивена Кинга титул «короля ужасов». По крайней мере, с точки зрения внимания кинематографистов: Левин долгое время удерживал титул писателя, чьи романы наиболее часто переносились на киноэкран. Его книги экранизировались «с колес», многие имеют не одну киноверсию, и процесс этот не прекращается. Известно, например, что Бретт Ратнер, закончив работу над «Часом пик-3», сейчас вовсю трудится над очередной экранизацией «Парней из Бразилии».
Причины этого ажиотажа понятны – в своих книгах Левин умел мастерски интриговать читателя и нагнетать атмосферу.
Собственно, ничем другим он в своей жизни и не занимался – биографии у него практически нет.
Айра Левин, американский драматург, сценарист и прозаик, родился 27 августа 1929 г. в Бронксе, однако когда мальчику было 13 лет, семья перебралась в куда более престижный район Нью-Йорка – Манхеттен. Там Левин и прожил всю жизнь.
Его отец Чарльз Левин весьма успешно торговал детскими игрушками и всегда мечтал оставить дело сыну. Но того интересовала вовсе не коммерция – он обожал детективы и истории о магии и колдовстве. Примерно лет в двенадцать Айра Левин увлекся театром, и это было уже всерьез – он решил стать драматургом и планов своих больше не менял. После школы Левин учится в университете Дрейка, затем в Нью-йоркском университете, и завершает учебу в 1950 г., получив степень бакалавра по двум дисциплинам.
Но еще в 1949-м состоялся его дебют как драматурга — телеканал CBS выпустил телепьесу «Старуха» — историю о том, как внучок 103-летней старухи в компании с сиделкой решил уморить бабушку, но старушка оказалась не промах и в итоге вышла победительницей.
С этого момента ничем другим, кроме писанины, Левин не занимался.
Даже когда его в 1953-м призвали в армию, он, вместо того чтобы маршировать и стрелять, написал там множество сценариев для учебных фильмов. В том же 1953-м вышел первый роман Левина – триллер «Предсмертный поцелуй», который сразу стал очень популярным, дебютант получил за него премию Эдгара По. Книга была дважды экранизирована: в 1956 и в 1991 годах.
Дальше все пошло по накатанной схеме – роман, огромные продажи, экранизация.
Так было с «Ребенком Розмари», самой, пожалуй, популярной книгой Левина — во многом благодаря культовому фильму Полански. Со «Степфордскими женами», которые пережили уже три экранизации – через три года после выхода книги она была экранизирована, как обыкновенный фильм ужасов, пять лет спустя был снят телевизионный фильм с Доном Джонсоном под названием «Месть Степфордских жен», наконец, вышла версия 2004 года с Николь Кидман в главной роли. Левин пишет «Парней из Бразилии» — Голливуд отвечает экранизацией с Грегори Пеком и Лоуренсом Оливье в главных ролях. Писатель издает «Щепку», кинематограф отбивает подачу эротическим триллером с Шарон Стоун. Некая заминка вышла только с романом «Смертельная ловушка», который Левин, не дожидаясь экранизации, самостоятельно адаптирует для постановки на Бродвее, но все равно в 1982 году выходит фильм Сидни Люмета с Майклом Кейном и Кристофером Ривом. За «Смертельную ловушку», кстати, писатель получил свою вторую премию Эдгара По. Последние книги Левина — «Сливер» и «Сын Розмари» — успеха уже не имели.
Но эти провалы, по большому счету, уже никак не могли повлиять на заслуженное писателем место в современной культуре.
Он действительно держал руку на пульсе – не успел английский профессор Джон Гердон осуществить в конце 60-х экспериментальное клонирование — практически тут же пишутся «Мальчики из Бразилии», в которой обрисована некая фантастическая лаборатория в бразильской сельве, где из клеток кожи фюрера клонируют новых юнгштурмистов. Левин, несмотря на то, что всю жизнь писал мрачные и страшные истории, никогда не вляпывался ни в какую грязь. Даже наши отечественные бородатые борцы с дьявольщиной числят его «сатанистом», скорее, за компанию с Полански. Заигрывания этого режиссера с сатанизмом после съемок картины, как известно, закончились страшной смертью его тогдашней жены Шэрон Тейт от руки членов секты Чарльза Менсона. Левин же, работая над романом, напротив, не позволял своей беременной жене Габриэлле Аронсон прочесть ни строчки, пока ребенок не появился на свет.
Так или иначе, Левин стал одной из самых заметных фигур американской литературы конца XX века, и показательно, что теперь о нем пишут «сменщики»: Айра Левин, как известно, стал одним из героев книги Чака Паланика «Фантастичнее Вымысла».