Прошедшие 6 ноября в Нью-Йорке торги живописью импрессионистов и модернистов какой-то остряк уже успел обозвать «русскими». И впрямь, лотов, так или иначе связанных с Россией, было выставлено столько, что многие на полном серьезе воспринимали их, как своеобразную прелюдию к «Русской неделе» в Лондоне, которая пройдет в конце ноября: тогда ведущие аукционные дома проведут торги русским искусством.
Самыми дорогими лотами, в частности, считались портрет Генри Матисса «Одалиска. Голубая гармония» и портрет скульптора Оскара Мещанинова кисти Модильяни.
На картине Матисса в виде одалиски изображена знаменитая Лидия Делекторская, юная беженка из России, прибывшая в Париж из Харбина. 22-летняя голубоглазая блондинка нанялась к Матиссу домработницей – в ее обязанности входили присмотр за домом и уход за престарелой супругой художника, находившегося тогда в зените славы. Подработки не получилось – она провела в доме Матисса 20 лет, до самой смерти художника, и за эти годы стала не только постоянной натурщицей живописца, но и его музой, а после смерти – хранительницей его наследия. Именно от нее наши крупнейшие музеи получили личные вещи и полотна Матисса. Что касается Оскара Мещанинова, то этот уроженец города Витебска, приехавший в Париж в 1906 году, стал одним из самых заметных персонажей парижской богемы. Именно он, кстати, приютил на первых порах еще одного великого «русского парижанина» Хаима Сутина, тогда – безвестного и нищего художника.
Добавьте сюда картину «Свадьба» еще одного, самого знаменитого витебского уроженца Марка Шагала, выставленную за $7 млн, и несколько полотен Алексея Явленского, самое дорогое из которых оценено в $4,5 млн. И вряд ли вы тогда будете удивляться тому, что многие из выставленных на этом аукционе картин представители Christie's специально привезли показать потенциальным покупателям из России, выставив их 18-20 октября 2007 года в доме Пашкова в Москве.
Сказалось ли это на конечном результате или нет, судить сложно – имена покупателей по традиции не называются.
Но общим итогом устроители аукциона наверняка остались довольны. Восемь мировых рекордов – таковы итоги первого дня торгов. Полотно Анри Матисса при стартовой цене в $10 млн было продано за $33 млн 641 тыс. и стало самым дорогим экспонатом торгов. Окончательная цена «Портрета скульптора Оскара Мещанинова» в два раза превысила стартовую — $30 млн. Между этими двумя изображениями уроженцев Российской империи сумел вклиниться только безумно дорогой сегодня Пабло Пикассо – его «Женщина в турецком костюме» была продана за $30 млн 841 тыс. Среди прочих рекордов стоит упомянуть картину основателя неоимпрессионизма Поля Синьяка «Кассис. Мыс Каналь» 1889 года, ушедшую за $14 млн, и новый рекорд стоимости картин Анри Тулуз-Лотрека. Ранее самая большая сумма, уплаченная за картину этого художника, составляла $3 млн, во вторник же его «Бал в опере» 1893 года приобрели за $10 млн.
Общая стоимость проданных работ составила почти $400 млн.
В среду торги на Christie's продолжатся, но основное внимание будет приковано все-таки не к ним, а к главному конкуренту этого аукционного дома — шедеврами импрессионистов и модернистов будет торговать дом Sotheby's. Он выставляет на торги Impressionist & Modern Art Evening Sale 76 лотов, и многие заявки выглядят повесомее Christie's. Это, в частности, картина Поля Гогена «Утро» (1892), оцененная в пределах $40–60 млн. Не стоит сбрасывать со счетов и «Поля пшеницы» Винсента Ван Гога (1890), написанные в последний год жизни художника. За этот лот собираются выручить $28–35 млн. Кроме того, будет тот же Пабло Пикассо – картина «Лампа» 1931 года ($25–35 млн), его же бронзовая скульптура «Голова Доры Маар» ($20–30 млн) и множество других, не столь впечатляющих количеством запрашиваемых нулей, произведений искусства. Ждем новых рекордов.