Rock Alternative Music Prize – так расшифровывается та самая загадочная аббревиатура, которую нам рекомендовали не про..ать со всех столичных билбордов в течение последних двух месяцев. Премию уже третий год вручает альтернативный телеканал A1, радуя концертами западных звезд московских любителей поорать и потолкаться. Правда, с каждым годом масштаб знаменитостей становится все скромнее. Если в первый раз это были Korn, то в этот раз привезли английских электронщиков UNKLE. Да и сама премия из капитального праздника непослушания превратилась чуть ли не в светский раут.
Во-первых, сменилась площадка – Лужники вполне закономерно уступили Б1, что неудивительно, учитывая, что самый большой московский клуб за этот год подмял под себя почти все прочие концертные площадки. Ну и награждаемые группы все-таки изначально заточены под клубы и чувствуют себя там как дома.
А вот изменение формата мероприятия вызывает некоторое недоумение.
Началось все с выхода на сцену двух мужиков в светодиодах, размахивающих во все стороны пиротехникой, и вступлением, сыгранным на бутафорском органе, что довольно странно сочеталось с означенной подростковой агрессией. Дальше на протяжении всего праздника из полукружия маленьких экранов над сценой вещали разнообразные эксперты, среди которых каким-то образом оказались и такие странные персонажи, как придворная поэтесса обеих «Арий» Маргарита Пушкина, и главная феминистка нашей родины Мария Арбатова. Среди прочих вещавших стоит отметить продюсера фестиваля Эммаус Дмитрия Гройсмана, ранее трудившегося на «Нашем радио», а ныне продвигающего маловразумительные коллективы с тематическими названиями «Никель» и «Провода», и, конечно, Артемия Троицкого. Но самым удивительным стало появление на церемонии агента врагов альтернативной культуры канала MTV Александра Анатольевича, который нынче кажется каким-то сверхъестественно вездесущим.
Однако вопрос о том, каким образом он попал на праздник к супостату, так и остался открытым.
Похоже, церемония присуждения премии своим ненавязчивым официозом стала неуловимо походить на недавнюю RMA. По крайней мере, сакраментальный вопрос «кто все эти люди?» то и дело звучал в разных концах зала. В случае с некоммерческими группами, каковыми себя считают номинанты, ответ на этот вопрос более очевиден – андеграунд все-таки, ничего не попишешь. Но уж вручение премии в номинации «Открытие года» безвестной группе «Море!» всяко ставит в тупик. По два приза, выполненных в виде золотых динамиков, вполне предсказуемо получили конъюнктурный протест Lumen («Альбом года» и «Группа года»), собравший недавно Б1 в одиночку и снискавший благосклонность самого АК, и семимильными шагами выползающий из подполья Animal Jazz («Хит года» и «Soundtrack года»). «Респект RUнета» получила Земфира, а «Отцом рока» стал Кипелов, насчет чего Троицкий в свойственной ему манере пошутил, что если Кипелов отец рока, то он мать русской революции. Награждения перемежались выступлениями дуэтов грандов с молодежью – «Ария» спела со «Слотом» свою «Улицу роз».
А шумные «5 диезов» исполнили с Александром Ивановым из «Наива» композицию «Дуют каждый день» про пресловутый план Путина.
Разобравшись с церемонией, герои освободили сцену для второго выхода мужчин в лампочках, которые дирижировали открытием занавеса, скрывавшего главную сцену, на которой и должен был выступать хедлайнер вечера – UNKLE. Примерно сорок минут спустя они появились на сцене.
Несколько вальяжное поведение музыкантов немедленно выдавало в них британцев, притом британцев изрядно выпивших – по слухам, перед выходом на сцену музыканты уговорили часть заявленной в их райдере водки. Проект Джеймса Лавелля действительно явился в Москву в живом составе с гитарами и барабанами. Однако было совершенно очевидно, что большая часть музыки идет в зал не со звукоснимателей, а с одного (а может, и со всех трех) из стоявших на сцене ноутбуков. Стилистически программа напоминала каких-нибудь препарированных Depeche Mode, правда, у коллектива Дэйва Гэхана драйва все же побольше. До выступления всем было любопытно, как музыканты, даже живые, справятся с отсутствующими на концерте приглашенными вокалистами? Ведь на записях в качестве гостей присутствует самый широкий спектр певцов от 3D из Massive Attack и Тома Йорка (понятно откуда) до Йена Брауна.
Лавелль справился с поставленной задачей легко и в некотором смысле даже изящно – добрая половина вокальных партий (кроме тех, которые пел сам вдохновитель проекта или кто-то из его музыкантов) шла в записи, так что не видать Москве UNKLE на Дне Города.
Закончилось выступление вожделенной Rabbit In Your Headlights, на которой все собравшиеся могли испытать катарсис от лившегося из колонок шепота и воя Тома Йорка.
В итоге мероприятие оставило очень противоречивые впечатления. Клуб — это куда более комфортная площадка, нежели стадион. Да и вызывающие противоречивые чувства эксперты сообщают мероприятию совершенно иной статус. Но при всех плюсах остается одна неразрешенная проблема. Похоже, российской альтернативной культуре катастрофически не хватает кадров, если уж судить об андеграунде берут виджеев MTV.