Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Почему в детстве ты никогда не говорил мне, чтобы я не боялся темноты?» Ответ, разумеется, очевиден: потому что темноты можно и нужно бояться, хотя папа в «Восходе тьмы» и предпочел промолчать. Так что доходить до сути вещей его сыну пришлось самому.
А суть такова: мир разделен на тьму и свет. В канун Рождества должна произойти решающая битва, в центре которой против всякого своего желания оказывается задумчивый мальчишка-школьник. Однажды ничем не примечательные, но являющиеся бессмертными воинами-защитниками соседи сообщат, что его миссия — отыскать спрятанные в разных местах и временах артефакты, собрав которые, он сможет противостоять зловещему Всаднику — повелителю тьмы, желающему, образно говоря, повыкручивать все лампочки на свете. Тогда наступит вечная тьма. На все про все — пять дней.
Появление картины сопровождалось громчайшим «Б-у-у-у-у!!!» со стороны поклонников одноименного книжного цикла британки Сьюзан Купер, по первой части которого поставлен фильм.
Это обычная история: проглотившие книжку, словно сытный обед, относятся к прочитанному как к еде в животе, то есть как к полноправной собственности.
Если и упрекать в чем-то картину, так это в излишне буквальном следовании оригиналу — прямые экранизации редко бывают удачными. Как ни удивительно, но самой непримечательной частью фильма оказались все эти всадники тьмы, а самой занимательной — собственно жизнь мальчишки.
Мутации реальности, ее искажения и отклонения — те самые звенья, что связывают мир повседневного и мир запредельного, — всегда оказываются самым интересным. В «Восходе» эти колебания доходят временами до высот «Матрицы» — например, сцена, в которой пока еще ничего не понимающего мальчишку допрашивают два сотрудника службы охраны супермаркета, обвиняющие его в воровстве, это почти прямая цитата допроса Нео агентом Смитом и его подручными. Только природа палачей здесь не дигитальная, а инфернальная.
Чем яснее становится ситуация, тем простодушней магические обстоятельства, и, хотя безвредная старушка, превращающаяся в клубок змей, — действительно пугающее создание, галерея монстров оказалась довольно вторичной, и даже под маской всадника тьмы ожидаешь увидеть оскал Кристофера Уокена из «Сонной лощины».
Впрочем, исследование запредельного было вторичной задачей постановщиков. «Восход тьмы» — это хроника взросления, история детства, «Петров и Васечкин», скрещенный с Хичкоком и циклом о короле Артуре.
Огонь, полыхающий в душе подростка, тут и вправду может испепелять, родители и в самом деле хранят страшные тайны, где-то и в самом деле есть похищенный в детстве брат-близнец — детские фантазмы, придающие миру столь таинственную и захватывающую прелесть, всплывают вполне вещественно.
Признавая, что мир детства довольно жесток, фильм следует за этой сентенцией с уместным смирением: ледяные бури, полчища птиц, атакующие беззащитных людей, смертоносные копья из льда становятся достойной декорацией для выборов, которые вынужден делать носитель света. Например, пожертвовать своей семьей ради мира на Земле.
Но никто же не обещал, что будет легко.