«Не знаю, насколько к нашему случаю применимы нормы права. Мне кажется, что в данном случае мы имеем дело с чем-то сродни ереси. Ведь ересь появляется, когда нечто вырванное из контекста мыслится как самостоятельное целое», — так начала пресс-конференцию сценарист фильма «Внук Гагарина» Наталья Назарова. Сравнение обвинений, предъявленных сестрами Гагариными правообладателям фильма, с ересью стало, пожалуй, самым громким заявлением за всю пресс-конференцию, а вернее, «круглый стол», на котором создатели фильма в реальном времени пытались понять, что же им теперь делать и как жить. Все присутствующие говорили, что совершенно не собирались никого оскорблять. «Мы делали фильм о добре и толерантности и не собирались глумиться», — сокрушалась г-жа Назарова.
Следующим слово взял сорежиссер фильма и исполнитель роли скинхеда Андрей Панин.
«Я в недоумении, — начал актер. — Уже непонятно, кто тут бабочка, а кто, так сказать, Чжуан Цзы».
«Может быть, имеет смысл, грубо говоря, провести общественный суд и показать его по телевизору… Я не знаю, что делать», — закончил Панин свое вступительное слово.
На вопрос о том, что будет с фильмом, если иск все же будет отклонен, ответил выступивший одним из продюсеров ленты Бахтияр Худойназаров. Он печально заявил, что в таком случае «фильм придется закрывать», и предположил, что участники суда просто не видели фильма. С ним согласилась и сорежиссер картины Тамара Владимирцева. «Я человек совестливый и не хотела никого обидеть. Это же фильм о добре. Мы вот показывали его в Германии недавно — там хотят купить его и показывать в школах».
Эту линию обсуждения немедленно подхватил продюсер фильма Геннадий Островский. «Это прежде всего социальный фильм, фильм о расизме, о той проблеме, которая почти не находит отражения в отечественном кино. Очень обидно, что всякую чушь вроде «Кода Апокалипсиса», где российские спецслужбы только что на крыльях не летают, показывают, а наш фильм запрещают», — расстраивался продюсер.
Через все обсуждение, разумеется, проходила мысль, что честь великого космонавта ничуть не задета, а для мальчика он был, по словам г-на Островского, как для чекиста маузер Дзержинского.
Кроме создателей ленты к судьбе фильма проявил нешуточное участие член совета по культуре и искусству при президенте Даниил Дондурей. Он сразу предупредил, что непосредственно по проблеме он выскажется чуть позже. Первым же делом он осудил дочерей Гагарина за то, что они за все эти годы, имея постоянные встречи с президентом, не договорились с государством о съемках масштабного байопика или хотя бы организации выставок, посвященных своему отцу. «В России сейчас очень мало безупречных героев. Скажем, про Александра Невского неизвестно, что там с ним на самом деле было, а Гагарин безусловный великий идеал. Вообще у нас сейчас два национальных бренда — Гагарин и Петр I, — категорично заявил чиновник и редактор журнала «Искусство кино». — Ведь Гагарин гораздо важнее Малахова и Собчак, а создателям фильма можно только сказать «спасибо» за то, что о нем снова говорят».
Воспрянувший от слов коллеги духом Андрей Панин, до этого извинявшийся после каждой реплики, тут же заявил, что государству необходимо брать на знамя такие фильмы, а не запрещать. Кроме того, Панин поделился своей радостью: в день, когда суд был проигран, было продано двадцать семь DVD-копий фильма, в то время как до этого тот же магазин продавал их по две в неделю.
Слова актера «подскажите, умные люди, как нам развернуть ситуацию», послужили сигналом для журналистов задавать вопросы. Отвечая одному из них, г-н Островский признал, что родственники имели полное право подать на создателей фильма в суд.
«Может быть, я поступил бы точно так же, если бы про моего отца сняли такой фильм. Однако ни один суд в мире не удовлетворил бы такой иск. Это решение абсурдно», — заявил продюсер.
В целом журналисты поддержали кинематографистов. Более всего в этом деле отличилась корреспондентка газеты «Труд», напутствовавшая создателей фильма не останавливаться и идти выше по инстанциям вплоть до Европейского суда.
В финале создатели фильма снова посетовали на то, что не понимают мотивов родственниц Гагарина, а Андрей Панин подвел черту, миролюбиво предложив приватно встретиться, «пожать руки, извиниться и полюбовно разойтись».
Напомним, что правообладатель фильма «Внук Гагарина» компания «Централ Партнершип» обратилась в Московский городской суд с краткой кассационной жалобой на решение Бабушкинского районного суда от 5 октября 2007 года. Этим решением были удовлетворены требования по иску сестер Гагариных к авторам и продюсеру фильма «Внук Гагарина», согласно которому название картины должно быть изменено, а упоминания о первом космонавте из истории изъяты. Таким образом, в соответствии с процедурой обжалования решение первой инстанции в силу пока не вступило.