Начало октября выдалось урожайным на вандалов. То ли традиционное осеннее обострение влияет, то ли наступающая зима настроение народу портит, но факт остается фактом — вандалы явно активизировались. Восьмого числа в Алма-Ате кто-то весело отпраздновал День города — спер фрагмент монумента Независимости, «книгу исполнения желаний». То шестого октября в Швеции, в Музее искусств города Лунд, неизвестные в масках, бегая по залам и выкрикивая «Нам это дерьмо здесь не нужно!», разгромили выставку известного американского фотографа Андреса Серрано, прославившегося тем, что засунул фотографию распятия в стакан с собственной мочой.
Теперь пришел черед классики — в воскресенье ночью пробили дырку в картине Клода Моне «Мост в Аржантейле».
У Моне, как известно, есть две картины с этим названием — почти одинаковым, в оригинале одна называется «Le pont d'Argenteuil», другая «Le pont à Argenteuil». Они написаны в один год (1874-й) и вообще очень похожи, всей-то и разницы, что немного смещен ракурс. Одна из них хранится в музее Орсэ в Париже, другая в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
Не повезло французской.
Как сообщают информагентства, примерно в час ночи, взломав дверь служебного входа, в музей Орсэ, являющийся одним из крупнейших в мире собраний импрессионистов, проникли 4–5 человек, несколько мужчин и одна девушка. Налетчики были изрядно подшофе, а шедевр Моне на свою беду висел на первом этаже здания, и именно он первым делом попался на глаза вандалам. Как зафиксировали камеры наружного наблюдения, один из ворвавшихся ударил по картине, пробив кулаком холст. На «Мосту в Аржантейле» остался горизонтальный разрыв примерно в десять сантиметров длиной. После этого, несмотря на сработавшую сигнализацию, компания с места происшествия беспрепятственно скрылась, и по горячим следам никого задержать не удалось.
Как заявила наутро министр культуры Франции Кристин Альбанель, картина может быть восстановлена. Однако это не умаляет ее сожаления о произошедшем, поскольку госпожа Альбанель считает этот поступок направленным против «нашей памяти, нашего наследия». «Это всегда большое несчастье, когда произведение искусства, которое является нашим достоянием, которое мы любим и чем мы гордимся, становится объектом вандализма», — сокрушалась министр. Она добавила, что преступники поначалу пытались взломать и другие двери, даже повышенной прочности, но это им не удалось. Теперь Кристин Альбанель будет добиваться ужесточения наказания для вандалов, а также усиления систем охраны в музеях.
«Это не должно сходить с рук», — подчеркнула министр.
Поиски злоумышленников осложняются тем, что в ту ночь на улицах Парижа было очень людно — во французской столице проходила так называемая Белая ночь. Это праздник, когда тысячи людей выходят на всю ночь на улицу, чтобы погулять, послушать музыку и развлечься, а музеи, кинотеатры, концертные площадки и библиотеки продолжают работать едва ли не до утра. Правда, музей Орсэ участия в этих празднествах не принимал, возможно, именно это и послужило источником раздражения для пьяной компании. Правда, многие утверждают, что любители живописи здесь ни при чем, и грешат на любителей спорта: как известно, накануне той самой ночи сборная Франции обыграла Новую Зеландию в четвертьфинале кубка мира по регби. По случаю выхода в полуфинал на улицах, как сообщают очевидцы, было дикое количество преизрядно принявших на грудь поклонников сборной, высыпавших из спортбаров.
Как отмечают специалисты, реставрация картины, скорее всего, не вызовет больших сложностей. Конечно же, все зависит от характера повреждений, но обычно разрыв в 10 сантиметров не составляет серьезных проблем для профессиональных реставраторов — поставят так называемый пластырь или сдублируют на холст. Это все-таки не рембрандтовская «Даная» в Эрмитаже, которую сумасшедший литовец Бронюс Майгис так облил кислотой и изрезал ножом, что реставрировать ее пришлось целых 12 лет. Скорее всего, Моне вернется в экспозицию намного раньше.
Пока же, как сообщает ВВС, французской полицией по факту преступления заведено уголовное дело и в настоящее время ведутся поиски правонарушителей.