Выставка открылась, на суд зрителей представлены проекты-финалисты, отобранные экспертным жюри музея из более чем 70 претендентов. Точнее, выставляются некоторые проекты, очевидно, наиболее удачные, по мнению жюри (состав которого, правда, неизвестен). Плюс пятерка финалистов, состоящая из проектов Дмитрия Гутова, Ростана Товасиева, Андрея Бартенева, Аладдина Гарунова и Дмитрия Каварги.
Собственно, из этих пяти и придется выбирать зрителям окончательный вариант памятника, который директор музея Игорь Маркин самым решительным образом собирается установить на Лубянке.
Выбор можно будет сделать на сайте музея и стандартным демократическим путем, бросив бюллетень в прозрачную избирательную урну.
Идея голосовать за произведения искусства вообще и за памятник в частности кажется, мягко говоря, абсурдной. Невольно вспоминается слоган последней предвыборной кампании Б. Н. Ельцина «Голосуй, а то проиграешь». Если уж и предоставлять выбор, то относительно цен за билеты, как это делается, например, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в котором хотя и есть стандартная цена за входной билет, но плата за вход является донорским взносом и каждый посетитель в праве решать, сколько давать и давать ли вообще. Такая система позволяет посещать музей не только состоятельным людям, но и пионерам, пенсионерам и бедным студентам.
Но с сожалением приходится признать, что в России сейчас другой уровень проблем. В контексте искусства одной из таких проблем является полное отсутствие памятников и городской скульптуры, отвечающих духу и стилю современного мегаполиса.
Иными словами, в России и в первую очередь в Москве понятие «памятник» воспринимается как 100 лет назад, а именно, как бронзовая статуя, реалистически изображающая человека либо животное, а иногда их вместе.
Другого большинство россиян просто не воспринимают, и, может, поэтому одним из критериев в немногочисленных конкурсах современной ландшафтной скульптуры в России является вандалоустойчивость. В этом смысле, если музею ART4.RU удастся пробить памятник, в Москве впервые появится скульптурное сооружение, не соответствующее канонам реализма. При этом по-прежнему вызывает недоумение использование фигуры Ельцина во имя победы актуального искусства над современным.
Впрочем, отсутствие таких сооружений объясняется не только психологической незрелостью народонаселения. Главная причина кроется в том, что по-другому делать пока не умеют, и данный конкурс это наглядно подтвердил. На выставке представлено не менее 5 бронзовых Ельциных, выполненных, по всей вероятности, агентами Церетели-старшего.
Но бронзовый конформизм бледнеет по сравнению с актуальным беспределом.
Верхом пошлости и безвкусицы является работа Лены Хейдиз, сделанная, судя по качеству исполнения, на кружке изо. Художница соорудила огромный биг-мак с торчащими сосисками, по которым, как по канатам, карабкаются вверх человекоподобные существа, а сверху на троне восседает царь Борис. Этот бутерброд мог бы стать одновременно призом и победителем конкурса «Актуальная клюква». Вторым номинантом этого конкурса могло бы стать лоскутное «Сердце эпохи» с надписью «дорогие россияне» Дмитрия Цветкова. Такое сердце в сказке «Волшебник изумрудного города» получил Железный Дровосек. В реальности сердце Цветкова должно было заменить Железного Феликса.
В основном же, художники предпочли просто увековечить собственное искусство, привязав его к заданной теме. Это значит, что в качестве памятника большинство художников, не утруждая себя решением задач вроде соотношения монумента и городской среды, представили свои произведения, слегка модифицированные под масштаб. Правда, фирменный плюшевый зайчик Ростана Товасиева, подпирающий падающую мраморную колонну с вазой наверху, неожиданно приобрел концептуальную глубину и печальное философское звучание.
Но данный пример еще больше подчеркнул абсурдность ситуации, когда любой объект можно обозвать памятником.
Единственным, пожалуй, исключением в этом ряду стал проект дуэта МишМаш, Михаила Лейкина и Марии Сумниной «Борис Ельцин – человек, который пробил стену», изначально задуманный как монумент. Проект — стальная стена, выкрашенная с одной стороны в красный цвет, в которой вырезан силуэт Ельцина, сделан стильно и красиво и выполнен в лучших традициях минимализма, с одной стороны, и с учетом различных архитектурных нюансов, с другой. Но стильность, красота и архитектурная продуманность, судя по выставленным проектам, пока не являются основными критериями отбора. И это означает, что бронзовый век городской скульптуры продолжается.