Перед Энни Брэдок (Йоханссон), закончившей университет, встает проблема — куда податься в «городе желтого дьявола» приличной барышне с дипломом антрополога. Нарядившись в мышиного оттенка офисную комбинацию, барышня едет на собеседование в банк-небоскреб. Первый же пункт анкеты «а кто вы, барышня?» озадачивает ее настолько, что за консультациями пришлось возвращаться обратно в нью-йоркский Музей антропологии. «Вот здесь, — вспоминает дипломированная Энни, стоя перед музейными витринами, — обитают эскимосы». Тут, кажется, живет индеец. Тоже человек. Здесь — богатые американцы. Антропологический курьез, но с ними хотя бы все понятно. А вот до самого насущного — барышни с дипломом антрополога — научная мысль, похоже, еще не добралась...
Объевшись с горя гамбургером, Йоханссон-Брэдок решает покончить с кризисом идентичности и стать бомжихой. В этот момент к ней в объятия падает вихрастый отпрыск богатого семейства, которому родители подыскивают няню. «Я няня!» — решает Энни, удачно рифмуясь с nanny, и топает на работу в богатую семейку с Пятой авеню.
«Дневники няни» — экранизация одноименного американского бестселлера двух профессиональных нянь — Эммы Маклохлин и Эммы Краус, хлебнувших лиха на службе у нью-йоркского истеблишмента.
Режиссерская чета Шери Берман и Роберт Пульчини, которые живописали аутсайдеров в «Американской красоте», решили, похоже, окучить ту же грядку «Дневниками», только с противоположного конца. Там были одиночки-лузеры, саму неудачу перековавшие в американскую мечту. Здесь — богачи с Пятой авеню. Тоже, в общем, аутсайдеры, только с верха социальной лестницы. Трудоголик папа, обозначенный просто «мистер Икс», вечно пропадает на работе, складывая миллионы с миллиардами. Мама опустошает кредитки бесконечным шопингом и гоняет чаи на семинарах для богатых мам. Завершает композицию болтающийся под ногами отпрыск, которого сдают на попечение няни — барышне с дипломом антрополога, испытывающей кризис идентичности.
К двадцатой минуте «Дневников» собраны, кажется, все необходимые ингредиенты интриги, которую можно эксплуатировать в широком диапазоне от социальной сатиры до романтической комедии. Кажется, этому благоприятствовал и хороший кастинг. Пол Джаматти, отвечающий в американском артхаусе за обозленных лузеров, убедительно переформатировался в господина Икс — финансиста-циника без каких-либо признаков духовности. Блондинка-домохозяйка Лора Линни чуть менее убедительно — в гламурную стерву-мать. Осталось запустить в зрителя главным козырем, то есть Скарлетт Йоханссон, — и вот вам, кажется, и Мэри Поппинс американского розлива.
Сомневающихся добивают волшебным красным зонтиком, на котором Йоханссон воспаряет над Нью-Йорком.
Йоханссон на зонтике в зрителя запускают и козыряют ими до самого финала, однако самую знаменитую в мире няню этим козырем взять не удалось. Ингредиенты интриги так и остались ингредиентами, не слепившись во что-то более или менее вменяемое: слишком беззубо для сатиры, чересчур целомудренно для романтической комедии. А для просто комедии — слишком несмешно. Если авторы рассчитывали на смех в зале при виде Йоханнсон в чепце, то они, безусловно, ошибались: те, у кого Йоханссон в чепце могла вызвать приступ гомерического хохота, на «Жемчужной сережке» свое отхохотали. Если таковые вообще ходят в кино.
Впрочем, «Дневники няни» — менее всего неудача Скарлетт Йоханссон, которой, как кажется, впервые в ее карьере досталась полноценная главная роль. Просчет очевиден уже на уровне выбора материала и расстановки приоритетов. Так, в книжке Клаус и Маклохлин няня в первую голову — умный наблюдатель, попавший в паноптикум нью-йоркских богачей. Берман и Пульчини, однако, перевернули подзорную трубу, и то, что в книге (кстати, у нас изданной и даже переизданной) было самым интересным, в фильме получилось самым мелким (несмотря на Пола Джаматти с внушительным брюшком), а чем толком занять няню, из свидетеля превратившуюся в главное лицо, так и не придумали.
Жаль, но Скарлетт Йоханссон, которой в этом фильме явно расписали бенефис, в некотором смысле повторила судьбу своей героини-няни.
Таланты девушки очевидны, успехи общеизвестны. Там она сыграла стерву, здесь — жемчужную сережку и при Вуди Аллене дивно расцвела. Но все это как-то так, по мелочевке. До самого же интересного — Йоханссон в главной роли битых полтора часа — кинематографическая мысль, похоже, еще не добралась.